Немирович-Данченко

72

IНемиро́вич-Да́нченко Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, — 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко (См. Немирович-Данченко). Учился в кадетском корпусе. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877—78, русско-японской войны 1904—05 и 1-й мировой войны 1914—18. Автор военных («Гроза», 1879, «Плевна и Шипка», 1881, и др.) и бытовых («Кулисы», 1886, и др.) романов, сборника «Стихотворения» (1882), мемуаров «На кладбищах» (1921). Наиболее характерный для Н.-Д. Жанр — описания его многочисленных путешествий. «Соловки» (1874), «Страна холода» (1877), «Очерки Испании» (1888), «Кама и Урал» (1890) и др. В 1921 эмигрировал. Соч. Собр. Соч., т. 1—16, 18, СПБ, 1910—15.

Новое собр. Соч., кн. 1—50 П. 1916. Лит. История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962. IIНемиро́вич-Да́нченко Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, — 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским (См. Станиславский)) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876—79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. Начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. Отмечены влиянием А.

П. Чехова. Повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. Ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. К мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. Предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д.

(в 1891—1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. И Станиславского, причём Н.-Д. Принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Н.-Д. Способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902).

Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900. «Столпы общества», 1903. «Бранд», 1906. «Росмерсхольм», 1908). В 1903 Н.-Д. Поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910. «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа.

В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. Не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Л. Н. Андреева). Новые перспективы перед Н.-Д. Открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма.

Н.-Д. Настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. Осуществил также постановки русской классической драматургии. «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938).

С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Н.-Д. Широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. Исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему. Социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. О «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».

Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. Вёл и в области музыкального театра. Он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок. «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостоковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Соч. Из прошлого, 2 изд., М., 1938. Театральное наследие, т. 1—2, М., 1952—54. Пьесы, М., 1962. Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ.

Ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964]. Лит. Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918. Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941. Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. — Л., 1945. Её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.). Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960. Б. П. Ростоцкий. Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1942. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко. Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко. Вл. И. Немирович-Данченко..

Значения в других словарях
Немиров (пос. гор. типа в Винницкой обл.)

Немиров, посёлок городского типа, центр Немировского района Винницкой области УССР, в 4 км. ..

Немиров (пос. гор. типа в Львовской обл.)

Немиров, посёлок городского типа в Яворовском районе Львовской области УССР, в 85 км. ..

Немирович-Данченко Василий Иванович

Немирович-Данченко Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, ‒ 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. ..

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, ‒ 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским. ..

Немирович-данченко

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Василий Иванович (1848/49-1936), русский писатель. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Многочисленные художественно-этнографические очерки, военные корреспонденции ("Год войны", т. 1-3, 1878-79), романы, рассказы, мемуары ("На кладбищах", 1921). С 1921 в эмиграции.2.. ..

Немирович-данченко

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858 - 1943), режиссер, педагог, театральный критик, писатель, драматург. Один из реформаторов русского театра. В 1898 основал с К.С. Станиславским Московский Художественный театр (МХТ). Совместно с ним осуществлял творческое и организационное руководство труппой. Как "заведующий репертуаром" привлек к сотрудничеству с театром А.П. Чехова, М. Горького и др. Как режиссер основное внимание уделял работе с актерами, от которых требовал углубленного понимания др..

Немирович-Данченко

Немирович-Данченко, Вас. Ив. (род. В 1848 г.) - писатель, автор целого ряда путевых очерков. Посылал корреспонденции с театра войны в 1877 - 1878 г.г. Подобные же корреспонденции, имевшие большой успех у читателей, посылал из Манчжурии в период русско-японской войны. Во время первой Балканской войны был корреспондентом венской газеты "Reichspost", а также посылал корреспонденции в "Русское Слово" и др. Газеты. Во второй Балканской войне занял резкую анти-сербскую позицию и в своих статьях защища..

Дополнительный поиск Немирович-Данченко Немирович-Данченко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Немирович-Данченко" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Немирович-Данченко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа