Неоплатонизм

144

идеалистическое направление античной философии 3—6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н. Сводится к разработке диалектики платоновской триады — «единое», «ум» (нус), «душа». Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым «единым» и познаваемым «умом» дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение «единого». Вторая — «ум», представленная у Платона лишь в виде отдельных намёков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом «уме» — перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом («мышлением мышления») и содержал в себе свою собственную «умственную» материю.

Учение о «душе» на основе платоновского «Тимея» и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в Н. До учения о космических сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия «мировой души» во всём космосе. Т. О., Н. Как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путём постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке. «единое», «ум», «душа», «космос», «материя». Для учения о внутрикосмических телах Н. Привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии.

На Н. Оказал влияние Стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако Н. Мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона. Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность всё больше развивалась по мере эволюции Н., достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом Н. Явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать всё достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

Основателем Н. В 3 в. Явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием (См. Порфирий). Эта римская школа Н. Отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады. Сирийская школа Н. (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе Н. (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий.

В дальнейшем Н. Всё более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа Н. (5—6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа Н. (4—5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся. Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4—6 вв.). Христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую (См. Академия Платоновская) в Афинах, бывшую последним оплотом языческого Н.

Идеи Н. Не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности Н. Вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. Н. Оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина). Христианский Н. В наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках (См. Ареопагитики), находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи Н. Получили большое распространение уже в период ранней патристики (См. Патристика) (4 в.) благодаря деятельности представителей т. Н. Каппадокийской школы — Василия Великого (См. Василий Великий), Григория Назианзина (См. Григорий Назианзин) и Григория Нисского (См. Григорий Нисский), ставших на путь христианизации Н.

Видную роль в распространении идей Н. Сыграл Максим Исповедник. В 11 в. Идеи Н. В более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл. Под глубоким влиянием идей Н. Находился Августин. Некоторые черты Н. Можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены (См. Иоанн Скот Эриугена), который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи Н., впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно Н.

(например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского). К концу средневековья сильное влияние Н. Сказалось в немецкой мистике 14—15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рёйсбрук и анонимный трактат «Немецкое богословие»). Пантеистические и рационалистические тенденции Н. Выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации Н. Был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности Н. В 17 — начале 18 вв. Свидетельствует школа кембриджских платоников (См. Кембриджские платоники) (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 — начала 19 вв. Опирался на идеи Н., особенно в лице Ф.

В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим Н. В своей «Истории философии» (см. Соч., т. 11, М. — Л., 1935, с. 35—76). Воздействие Н. На идеализм 19—20 вв. Можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии. Лит. Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898. Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915. Блонский П. П., Философия Плотина, М., 1918. История философии, т. 1, М., 1940. Лосев А. Ф., Философская проза неоплатонизма, в кн.

История греческой литературы, т. 3, М., 1960, с. 379—98. Duhcm P., La physique néoplatonicienne au moyen-âge, Louvain, 1910. Baeumker Cl., Der Platonismus im Mittelalter, Münch., 1916. Cassirer E,., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, Lpz. — B., 1927. Henry P., Plotin et l'occident, P., 1934. Whittaker Th., The Neo-Platonists, 2 ed., with a supplem. On the commentaries of Proclus, Camb., 1938. KIibansky R., The continuity of the Platonic tradition during the middle ages, L., 1939. Hoffman E., Platonismus und christliche Philosophic, Z.— Stuttg., 1960. Merlan Ph., From platonism to neoplatonism, 2 ed., The Hague, 1960. Theiler W., Forschungen zum Neu-platonismus, B., 1966. Platonismus in der Philosophic des Mittelalters, Darmstadt, 1969.

Le néoplatonisme, P., 1971. См. Также лит. При ст. Платонизм. А. Ф. Лосев.

Значения в других словарях
Неопалимая купина

см. Купина неопалимая. ..

Неопилины

(Neopilina) единственный современный род морских моллюсков класса моноплакофор (См. Моноплакофоры). Тело покрыто тонкостенной колпачковидной раковиной с вершиной близ переднего края. Длина раковины до 37 мм. Мышц — ретракторов тела — 8 пар. В мантийной борозде 5—6 пар перистых жабр. Глотка с радулой. Сердце — из 2 желудочков и 4 предсердий. Почек 6 пар. Половых желёз 2 пары. Раздельнополы. Оплодотворение наружное. Питаются детритом. Известно 6 видов. Найдены на глубинах 1800—6500 м в Тихом, Инди..

Неоплаченный труд

см. В ст. Прибавочная стоимость. ..

Неопозитивизм

одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. Возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако Н. Не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных..

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ - направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы. Гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Ка..

Неоплатонизм

См. Новоплатонизм.. ..

Неоплатонизм

Направление античной философии, сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии - учение Платона (ок. 427-347 до н.э.), дополненное заимствованиями из Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) и стоиков, однако непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205-270 н.э.), труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием (ум. Ок. 305). Языческую версию неоплатонизма завершило творчество Прокла (410/412-485). Неоплатон..

Неоплатонизм

(греч., от neos - новый, и соб. Имени Платон). Учение неоплатоников.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от neos, новый, и собственного имени Платон. Философская секта, старавшаяся соединить учение Платона с учением восточных мистиков.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)последнее направление в греческой философии, смешавшее учение Платона ..

Неоплатонизм

Направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы. Гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. ..

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ. ..

Неоплатонизм

Философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. Представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. Существовал в виде отдельных школ. Алекс..

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. Представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идей (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в ин-дуискую философию. Как социальное движение Н. Существовал в виде отдельн..

Неоплатонизм

— философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. Представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Пла- тону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. Существовал в виде отдельных школ. А..

Неоплатонизм

Направление античной философии III - VI вв н.э.Представляет из себя синтез и систематизацию учений Платона, Аристотеля и неопифагореизма. Основатель неоплатонизма - Аммоний Сакх. В основе учения неоплатоников - идея о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанная Плотином и Проклом. Основные школы неоплатоников. Гимская, сирийская, пергамская, афинская, александрийская. Неоплатонизм оказал существенное влияние на восточную и европейскую философию.. ..

Неоплатонизм

Букв., «новый Платонизм» или Платоновская Школа. Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. Н.э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной Теософией. Ее главным занятием была чисто духовная философия, метафизика и мистицизм. В последующие годы была введена Теургия. Это было последнее усилие высочайших умов пресечь все возрастающее невежественное суеверие и слепую..

Дополнительный поиск Неоплатонизм Неоплатонизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неоплатонизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неоплатонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 12 символа