Нидерландская школа
творческое направление в музыке 15—16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название — франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии (См. Полифония) и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 — начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные — фламандские), И.
Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной Франции) и О. Ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов Н. Ш., работавших в др. Странах (основавших местные школы полифонии), — Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -«не папа», Ф. Вердело, Ф. Де Монте, К. Де Роре, П. Де ла Рю. Н. Ш. Разработала универсальные принципы полифонического развития — сквозную имитацию (См. Имитация) и сложный Контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный «твёрдый напев» (Кантус фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею «единства в многообразии» (философское представление о мироздании).
Мастера Н. Ш. Развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку — мессы (См. Месса), Мотеты, Мадригалы, полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. — иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Н. Ш. — жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные «звуковые архитектуры» месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я.
Ван Эйка и др. Нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Н. Ш. Запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Н. Ш. Были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Н. Ш. Были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их «загадочные», Каноны (с иносказаниями для разгадок — вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах.
Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Н. Ш., открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Н. Ш. Завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Н. Ш. Сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония). Лит. Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305—468. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956. Л. Г. Бергер.
Дополнительный поиск Нидерландская школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Нидерландская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нидерландская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 19 символа