Нидерландская школа

115

творческое направление в музыке 15—16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название — франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии (См. Полифония) и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 — начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные — фламандские), И.

Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной Франции) и О. Ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов Н. Ш., работавших в др. Странах (основавших местные школы полифонии), — Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -«не папа», Ф. Вердело, Ф. Де Монте, К. Де Роре, П. Де ла Рю. Н. Ш. Разработала универсальные принципы полифонического развития — сквозную имитацию (См. Имитация) и сложный Контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный «твёрдый напев» (Кантус фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею «единства в многообразии» (философское представление о мироздании).

Мастера Н. Ш. Развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку — мессы (См. Месса), Мотеты, Мадригалы, полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. — иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Н. Ш. — жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные «звуковые архитектуры» месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я.

Ван Эйка и др. Нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Н. Ш. Запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Н. Ш. Были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Н. Ш. Были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их «загадочные», Каноны (с иносказаниями для разгадок — вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах.

Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Н. Ш., открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Н. Ш. Завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Н. Ш. Сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония). Лит. Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305—468. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956. Л. Г. Бергер.

Значения в других словарях
Нидерландская королевская академия наук

Королевская нидерландская академия наук (Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen), основана императором Луи Наполеоном в 1808 в Амстердаме под названием Королевский институт наук, литературы и искусств. После ряда реорганизации с 1938 — Королевская нидерландская академия наук. АН подразделяется на Отделение математики и естественных наук и Отделение филологии, литературы, истории и философии. Каждое отделение насчитывает не более 75 действительных членов, 40 иностранных членов, 30 чл..

Нидерландская литература

литература голландцев и фламандцев на нидерландском языке, развивалась в Нидерландах (См. Нидерланды) исторических. С момента их политического разъединения развивается на территории Бельгии (См. Бельгия) и Нидерландов (См. Нидерланды) (см. Разделы Литература). Древнейший литературный памятник Н. Л. — так называемые Каролингские псалмы (9 в.). Видный представитель куртуазного стиля — Генрих фон Фельдеке (р. Между 1140—50 — умер около 1200 или 1210), творчество которого чаще относят, однако, к не..

Нидерландские Антильские острова

(голл. Nederlandse Antillen) Нидерландская Вест-Индия (Nederlands West-india), официальное название владения Нидерландов в Вест-Индии. Расположено на Малых Антильских островах. В состав Н. А. О. Входят острова из группы Подветренных. Кюрасао, Аруба, Бонайре и из группы Наветренных. Саба, Синт-Эстатиус и южная часть Сен-Мартен. Общая площадь 961 км2. Население 225 тыс. Чел. (1971). Административный центр — город Виллемстад (на о. Кюрасао). Официальный язык — нидерландский (голландский). 95% насел..

Нидерландский язык

голландский язык, язык голландцев (См. Голландцы), официальный язык Нидерландов, один из двух государственный языков Бельгии. Распространён также в США, Вест-Индии. Число говорящих на Н. Я. Около 14 млн. Чел. (1970, оценка). Относится к западногерманской группе индоевропейской семьи языков. Распадается на группы диалектов. Северо-западные (североголландские), южно-центральные (брабантские и восточно-фламандские), юго-западные (западно-фламандские и зеландские), северо-восточные (саксонские), юг..

Нидерландская Школа

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА (франко-фламандская школа) - направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. Н. Строгого стиля. Представители. - Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную си..

Нидерландская Школа

НИДЕРЛАНДСКАЯ школа> (бургундская, фламандская, франко-фламандская школа>), направление в музыке 15 - 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители. Г. Дюфаи>, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре>, О. Лассо>. С Нидерландской школой связан расцвет полифонии так называемого строгого стиля. Основные жанры. Месса>, мотет>, полифонический шансон>, мадригал>, фроттола.. ..

Нидерландская школа

(1400—1600) — группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. Школа породила римскую, в Венеции — венецианскую. Представитель Н. Школы первого периода — Дюфе (начало XV ст.), второго — Оккенгейм (ум. В начале XVI ст.), третьего — Жоскин де Пре (1450—1525). Последним великим представителем этой школы является Орландо Лассо (1450—1590). Музыка этой школы писалась преимущественно для церкви, на данную мелодию (cantus firmus), к..

Нидерландская школа

Ведущее творч. Направление в вок. Хор. Полифонии 15-16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических. Объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев.-Вост. Францию и Люксембург). II. Ш. Наз. Также бургундской и фламандской, франко-фламандской. Н. Ш. Включала неск. Поколений нидерл. Композиторов, работавших в разных европ. Странах, где были восприняты её традиции, вызвавшие подъём местных полифонич. Школ. Явилась итогом высокого уровня развития нидерландской музыки. Используя песенное нар. Творчество, Н. ..

Дополнительный поиск Нидерландская школа Нидерландская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нидерландская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нидерландская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 19 символа