Новалис
(Novalis) [псевдоним. Настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, — 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего Романтизма в Германии (круг т. Н. Иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. Трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое.
Специфическим для Н. Является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. Называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству. Ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики (См. Мистика), особенно Я. Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта.
Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии. К этому Н. Стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле «Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. Трактовал тексты Священного писания в духе Пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. Пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов. В поисках общественного идеала Н. Обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде.
В средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826). Соч. Schriften, Bd 1—4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960—65. В рус. Пер. — Фрагменты, М., 1914. Стихотворения, «Аполлон», 1910, № 7. Ученики в Саисе, в сборнике. Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. — Л., 1935. Лит. История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139—48. Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973. Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954. Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948. Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gött., 1967. Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965. Ал. В. Михайлов. Новалис..
Дополнительный поиск Новалис
На нашем сайте Вы найдете значение "Новалис" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новалис, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 7 символа