Новый роман

66

(«Но́вый рома́н») условное обозначение художественной практики многих французских писателей 50—60-х гг. 20 в. (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон, К. Мориак и др.), которые провозгласили структуру традиционной прозы исчерпанной и отмежевались от непосредственных предшественников — экзистенциалистов. Их сближают самые общие особенности художественной проблематики, связанные с тенденцией к утрате личности и господству различных форм отчуждения (См. Отчуждение) и Конформизма в современном буржуазном обществе. Художественная проблематика делает «Н. Р.» вариантом более широкого идейно-литературного течения, охватывающего и драму (С. Беккет). Отмежёвываясь не только от экзистенциалистской идеи «свободного выбора» как первоосновы человеческого бытия, но и от традиций французского романа 19 в., где внутренние установки героя и его стремление воплотить субъективный мир в пределах наличной действительности отливались в формы устойчивого характера и неповторимой социальной судьбы-биографии, «неороманисты» исходят из мысли о принципиальной несовместимости истинной природы современного человека и его общественной роли.

Отсюда два типа персонажей — воплощения анонимных «общих мест» социальной жизни (персонажи «Золотых плодов» Саррот, «Званого обеда» Мориака) и «герои», пытающиеся не только выявить, но и отстоять подлинную структуру и смысл собственной жизни (герой «Мартеро» Саррот, герой «Изменения» Бютора). С точки зрения «неороманистов», человек, поглощённый и отчуждённый стихией мыслительных стереотипов или подавляемый вещными формами враждебного ему мира («В лабиринте» Роб-Грийе), способен совершить нравственное открытие, сделать своё сознание средоточием истинных ценностей, но не может превратить их в эффективный принцип практического существования — обрести индивидуальное лицо и индивидуальную судьбу. Поэтому-то нередко в «Н.

Р.» традиционный романический сюжет — «история» героя — уступает место его духовной «предыстории», а глубины сокровенного человеческого сознания предстают как «магма», не оформленная реальным жизненным опытом. К тому же автор отказывается от позиции всеведущего демиурга, на первый план выдвигается точка зрения, ракурс одного или нескольких персонажей. Перестройка структуры прозы привела к появлению новых объектов и новых способов их изображения — так возник «вещизм» Роб-Грийе (подчёркнуто бесстрастное описание предметов внешнего мира, лишающее их человеческого смысла), «подразговор» Саррот (общезначимая стихия подсознательного), полифонические тексты Бютора (мозаика мыслей, восприятий, эссе). В ряде случаев приёмы «неороманистов» получили плодотворное содержательное наполнение («Изменение» Бютора, «Вы слышите их?» Саррот).

Однако игнорирование целостных характеров, фетишизация формы (в ряде теоретических «манифестов»), а также декларируемое противопоставление познавательной способности искусства и идеологии служат для советской критики основанием рассматривать «Н. Р.» как разновидность Модернизма. Лит. Роман, человек, общество. На встрече писателей Европы в Ленинграде, «Иностранная литература», 1963, № 11. Великовский С., В лаборатории расчеловечивания искусства, в сборнике. О современной буржуазной эстетике, в. 1, М., 1963. Балашова Т., Французский роман 60-х годов, М., 1965. Nouveau roman. Hier, aujourd'hui, v. 1—2, P., 1972. Г. К. Косиков.

Значения в других словарях
Новый Оскол

город, центр Новооскольского района Белгородской области РСФСР. Расположен на левом берегу р. Оскол (приток Северского Донца), при впадении р. Беленькая. Ж.-д. Станция па линии Касторное — Валуйки, в 254 км к В. От Белгорода. 16 тыс. Жителей (1974). Основан в 1637 как «стоялый острог», входил в засечную черту (См. Засечные черты) Московского государства. В 1647 город получил название Царёв-Алексеев. В 1655 переименован в Н. О. В 1676—1680 пострадал от набегов татар. В 1708 приписан к Киевской, ..

Новый Роздол

город (с 1965) в Николаевском районе Львовской области УССР, в 25 км от ж.-д. Станции Николаев-Днестровский (на линии Львов — Стрый). 17 тыс. Жителей (1973). Комбинаты. Горно-химический, строительных материалов. Политехнический техникум. ..

Новый Свет

IНо́вый Свет название части южного заатлантического материка, открытой португальцами в 1500 и 1501—02, предложенное А. Веспуччи (1503). Позднее это название стали применять ко всему южному материку, а с 1541, вместе с названием Америка, оно было распространено и на северный материк, обозначая четвёртую часть света после Европы, Азии и Африки. IIНо́вый Свет посёлок городского типа в Старобешевском районе Донецкой области УССР, на р. Кальмиус, в 6 км от ж.-д. Станции Менчугово (на линии Доля — Ило..

Новый Свет (пос. гор. типа в Донецкой обл.)

Новый Свет, посёлок городского типа в Старобешевском районе Донецкой области УССР, на р. Кальмиус, в 6 км. ..

Новый Роман

"НОВЫЙ РОМАН" ("антироман") - разновидность французской модернистской прозы 50-60-х гг. 20 в. В противовес традиционному романическому повествованию (в т. Ч. Устойчивым характерам и их неповторимым судьбам) культивировал бесстрастное исследование особых, общезначимых, но безликих срезов жизни ("магма подсознания" у Н. Саррот, "вещизм" у А. Роб-Грийе), порождаемых отчуждением и конформизмом.. ..

Новый Роман

"НОВЫЙ РОМАН" ("антироман"), разновидность французской модернистской прозы 50 - 60-х гг. 20 в. Возникнув в противовес "угасшему" стилю традиционного романа, культивировал "новые" приемы писательской технологии. Бесфабульность, дробность (монтажность) повествования, размытость характера, смещение временных пластов. Использовал форму "потока сознания". Обращался преимущественно к описанию (подчеркнуто безоценочному) зыбких, бессознательных или стертых срезов жизни. Представители "нового романа" . ..

Дополнительный поиск Новый роман Новый роман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новый роман" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новый роман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 11 символа