Ноо

162

но, ногаку, один из жанров японского традиционного театра. Первоначально вид народного японского театра. Затем профессионализировался. В 14—15 вв. Сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Н. Включает музыку, танец и драму. Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных размеров, и мужским хором, который активно вмешивается в действие. Спектакли Н. Происходят на открытой с трёх сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий за кулисы. Он служит для выхода и ухода актёров, а также дополнительной сценической площадкой. Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного задника с изображением зелёной раскидистой сосны на золотом поле.

Оркестр и хор располагаются на сцене. Оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны площадки. В основе содержания пьес Н. — сюжеты японской классической литературы, исторических хроник и буддистских легенд. В них много монологов, воспоминаний, действие очень растянуто, драматическое развитие и конфликт почти отсутствуют. Всегда два действующих лица — ситэ (действователь) и ваки (партнёр), иногда их сопровождают спутники — цурэ, не имеющие самостоятельных функций. Ситэ и его сопровождающие выступают в масках, ваки — без масок. Все роли исполняются мужчинами. Драматургия Н. Основывается на двух эстетических концепциях — мономанэ (подражание действительности) и югэн (внутренний смысл), которые находят выражение в тексте, танце, музыке и сценическом движении.

Обычно представление состоит из пяти пьес разного характера, между пьесами в качестве интермедий включаются короткие грубоватые народные комедии — кёгэны, чтобы оттенить элегантность и изысканность основного действия. Грим в театре Н. Не применяется, мимика отсутствует, лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишён бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля. Основоположниками театра Н. Были Канъами — Кандзэ Киёцугу (середина 14 в.) и его сын Дзэами Кандзэ Мотокиё (14—15 вв.). Оба они были не только актёрами, авторами пьес, музыки и танцев, но и теоретиками искусства театра Н., сформулировавшими его основные принципы. Исторически сложилось пять школ театра Н. Кандзэ, Компару, Хосё, Конго и Кита.

В 60-е — начале 70-х гг. 20 в. Труппы продолжают сохранять средне-вековую структуру. Представления устраиваются регулярно, они рассчитаны на узкий круг зрителей, и поэтому театр существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи объединения любителей этого жанра. Лит. Конрад Н. И., Театр Но, в сборнике. О театре, Л., 1926. Танака Макото, Ногаку-но кансё (Лучшие произведения жанра «Но»), Токио, 1949. Театр и драматургия Японии, М., 1965. Каватакэ Сигэтоси, Нихон энгэки дзэнси (История японского театра), Токио, 1966. Л. Д. Гришелёва.

Значения в других словарях
Нонфигуративное искусство

(англ. Nonfigurative art) неизобразительное искусство, одно из распространённых в западно-европейском и американском искусствознании обозначений абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). ..

Ноны

(лат. Nonae, от nonus — девятый, т. Е. Девятый день до Ид (См. Иды)) в древнеримском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Н. Служили для счёта дней внутри месяца. См. Календы. ..

Ноосфера

(от греч. Nóos — разум и Сфера) сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины. Техносфера, антропосфера, социосфера). Понятие Н. Как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в начале 20 в. П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. В. И. Вернадский ..

Ноотисты

(«Нооти́сты») консервативная партия в Бельгии в 1787—90. Название получила по имени своего лидера А. Ван дер Ноота (van der Noot). «Н.» представляли интересы земельной знати, католической церкви и цеховых корпораций. В антиавстрийской брабантской революции 1789—90 (См. Брабантская революция 1789-1790) в противоположность «вонкистам» (См. Вонкисты) выступали против буржуазных конституционных реформ. Придя в январе 1790 к власти, «Н.» в марте 1790 разгромили «вонкистов». Это облегчило Австрии пода..

Ноо

НОО (но - ногаку), один из жанров традиционного театра Японии. Вначале был народным, к 14-15 вв. Стал театром феодальной знати. Включает музыку, танец, драму. Декорации условны, грим отсутствует, главные персонажи носят маски, костюм лишен бытовой конкретности. Основоположниками театра были Канъами (1334-85) и его сын Дзэами (1363-1443). В основе представления - сюжеты классической японской литературы. В 20 в. Сохраняет средневековые традиции.. ..

Ноо

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Ноо

— один из жанров традиционного театра Японии. Вначале был народным, к XIV—XV вв. Стал театром феодальной знати и военной аристократии. Включает музыку, танец, драму. Декорации условны, грим отсутствует, главные персонажи носят маски, костюм лишен бытовой конкретности, В основе представления — сюжеты классической японской литературы.. ..

Дополнительный поиск Ноо Ноо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ноо" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ноо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 3 символа