Нус
(греч. Nús — мысль, ум, разум) одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. До н.э.) Н. Тесно связан с чувственно-материальным космосом. По Демокриту, Н. Есть «бог в шаровидном огне». По Эпихарму, солнце есть «всецело Н.». По Архелаю, «бог есть воздух и Н.» и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н. В этот период дал Анаксагор. Что касается Н. В человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).
Идеалистическую концепцию Н. Как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н. И космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Н., который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. Называл перводвигателем. Т. О., в учении о Н. Не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма. Стоики (см. Стоицизм), считая Н. Божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2—1 вв.
До н. Э.) Н. Переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. И переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н. Как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. Н. Э.) отчётливо отделял Н. От всего душевного и телесного. Плотин (3 в. Н. Э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. Как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н. У Плотина отличается как от «единого», так и от «души» и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н. Разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через Н.
И в «едином». Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н. Триадическое расчленение Н. Дал Прокл (5 в. Н. Э.). Мыслимое сущее, или прообраз. Мыслящие идеи. Синтез того и другого, понимаемый как жизнь. Античная теория Н. Имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому. А. Ф. Лосев.
Дополнительный поиск Нус
На нашем сайте Вы найдете значение "Нус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 3 символа