Оккультизм

111

(от лат. Occultus — тайный, сокровенный) общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (См. Инициации) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. Н. «тайным знаниям» — воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О. Ближе всего к Гилозоизму и Пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном динамическом взаимодействии.

Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории. На разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. Представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в каких-либо др. Источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории. Особый интерес изучение О. Имеет для ранней истории естественных наук и медицины.

Оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14—16 вв. Видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. Н. Оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм О. И науки связан и с тем, что О. Основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему Анимизму и магии (См. Магия), не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. Представляет собой, т. О., антипод, противоположность научному мышлению. В религиях Древнего Востока, античных мистериях и тайных культах О. Совпадал с эсотеризмом — сферой тайных знаний, доступных лишь посвященным.

С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутреннюю сторону вещей. Начатки научных знаний получали при этом сакральный характер (как «тайны природы»). Впервые в самостоятельную сферу, не связанную какой-либо религиозной системой, О. Выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистического религиозного синкретизма. В 1—4 вв. В Александрии создаётся обширная оккультная литература, называющаяся герметической (по имени легендарного основателя О. — Гермеса Трисмегиста, образ которого возник из слияния образов греческого бога Гермеса — вестника божественной мудрости — и египетского бога Тота). Тогда же кодифицируются «герметические науки» (Алхимия и Астрология) и появляется теоретические сочинения О.

— «Изумрудная скрижаль», формулирующая учение о «соответствиях», всеобщих таинственных связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале (См. Каббала). Представление О. О человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. Друг через друга. Человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господствующей религии О., подобно Гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях.

Известные возможности для О. В средние века открывала т. Н. Белая (т. Е. Прибегающая лишь к помощи «естественных» сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13—14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Римской империи. В эпоху Возрождения О. Способствовал разрушению средне-вековой картины мира, преодолению умозрительной схоластики (См. Схоластика) и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итальянскими гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.) как выражение «истинного» древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам.

Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало неортодоксальному аллегорическому толкованию Священного писания. Предельного развития О. Эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, который в сочинении «Оккультная философия» (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магических учений и к превращению магии в «естественную» науку, изучающую тайные силы («симпатии» и «антипатии»), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и «узел Вселенной», средоточие материальных и духовных сил. Астрология и магия рассматриваются, т. О., как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в.

(ср. Переход от О. К «естественному» знанию в итальянской натурфилософии (См. Натурфилософия) Возрождения — у Дж. Кардано, Б. Телезио н др.). Ятрохимик и врач 16 в. Парацельс стал основателем новой, опытной медицины. Он создал «естественную» теорию болезней как нарушения гармонических связей между микро- и макрокосмосом и стремился к экспериментальному обнаружению специфических «чистых» веществ — посредников между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное равновесие. Значительное распространение символика О. Получила также в искусстве и литературе позднего средневековья и Возрождения (Данте, Х. Босх, П. Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле). Развитие естественных наук в 17 в. Подорвало веру в О.

И «герметические науки». В то же время получают распространение светские оккультные общества. Крупнейшее из них — розенкрейцеры, у которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи «обновления» земли и «всеобщей реформы», выраженные на языке алхимического учения о преобразовании природы и человека), а «оккультный мистицизм» — с естественно-научным рационализмом (сочинение «Химические свадьбы» основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие на Я. Бёме и Я. А. Коменского (См. Коменский). Связь социальной утопии с эзотерической традицией О. Прослеживается в «Городе Солнца» Кампанеллы (См. Кампанелла) и «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона. Оккультно-космологическая система Р.

Фладда (1574 — 1637), главы английских розенкрейцеров, легла позднее в основу шотландского масонства (См. Масонство). Последнее знаменовало уже переход от оккультных к политическим тайным обществам, хотя переняло многие символы и ритуалы древнего О. Основатель «духовидения» Э. Сведенборг (Швеция, 18 в. ) явился предшественником Спиритизма (возник в середине 19 в. В США) — первой «массовой» формы О., получившей широкое распространение в буржуазно-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и некоторых учёных, что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологической компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки создания некой новой «универсальной» религии на основе объединения оккультных и религиозно-философских учений самых разных времён и народов.

Такова Теософия (основана Е. Блаватской), претендующая на выявление «эзотерической квинтэссенции» всех религий, соединившая элементы спиритизма с различными доктринами индийской философии (притом в вульгаризованной форме). Из теософии выделилась Антропософия Р. Штейнера, претендующая на ещё более широкий «оккультный синтез», включающий также элементы немецкого классического идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование искусства и ряда наук, собственную систему медицины. В середине 20 в. Для Западной Европы и США стало характерным распространение массового коммерческого О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами «маги» выступают в роли дельцов или антрепренёров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис современной буржуазной культуры, — растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарование в традиционных ценностях буржуазного общества, бездуховность «массовой культуры» (См.

Массовая культура), делающие О. С его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих традиционных концепций, был т. Н. Неооккультизм, или «оккультный авангардизм», органом которого стал основанный в 1956 Ж. Бержье (Франция) журнал «Planete». Это направление О. Стремится найти опору в новейших научных концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких О. (например, физическая теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения О. О соответствиях, установление связей между биологическими и космическими ритмами — для нового обоснования астрологии).

Всё это в целом подтверждает положение о том, что О. Получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологические аспекты распространения О. Остаются ещё малоизученными. Лит. Зелинский Ф. Ф., Умершая наука, в его кн. Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240—340. Антошевский И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910. 3ыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963. Jung С. G., Psychologie und Alchemie, Z., 1944. Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1—8, N.Y.,1923—58. Tondriau J. L'occultisme.Verviers, 1964. Peuckert W. E., Pansophie, Bd 2, B., 1967. Shumaker W., The occult sciences in the renaissance, Berkeley, 1972. Д. H. Ляликов.

Значения в других словарях
Оккам Уильям

Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, ≈ 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. ..

Окклюзия

(позднелат. Occlusio — запирание, скрывание, от лат. Occludo — запираю, закрываю) поглощение вещества из газовой среды твёрдыми телами или расплавами. При О. Газы поглощаются не поверхностным слоем, а всем объёмом поглотителя. В этом смысле О. Подобна абсорбции (См. Абсорбция) — растворению газов в жидкостях. Наиболее характерна О. Газов металлами, например водорода металлами VIII группы периодической системы элементов. Так, при комнатной температуре 1 объём иридия поглощает более 800, а паллади..

Оккупационные деньги

то же, что Военные деньги. ..

Оккупация

(от лат. Occupatio — захват) военная, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника. Порождает определённые последствия для участников вооруженного конфликта. Режим О. Закреплен в Гаагских (1899 и 1907) и Женевских (1949) конвенциях о законах и обычаях войны (См. Законы и обычаи войны). Женевская конвенция 1949 (См. Женевские конвенции 1949) «О защите гражданского населения» предусматривает, в частности, право населения оккупированной территории сохранять верн..

Оккультизм

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. Occultus - тайный - сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвященных", прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. Видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (итальянская натурфилософия эпохи Возрождения и др.).. ..

Оккультизм

ОККУЛЬТИЗМ (от латинского occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвящённых", прошедших специальную психическую тренировку. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме повлияло на становление экспериментальных методов в науке (итальянская натурфилософия> эпохи Возрождения и др.).. ..

Оккультизм

А. Сущность и метод. О. (от лат. Слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных, а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний. Впервые термин "philosophia occulta" был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. В основе О. Лежит двоякое стремление человеческой души — вери..

Оккультизм

-а, м.. ..

Оккультизм

(лат.). Учение, признающее существование в природе еще неизвестных нам сил и способностей человека.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)направление, признающее существование в природе еще неизвестных нам сил, свойств материи и способностей человека, благодаря которым возможны явления, пока не поддающиеся нашему объяснению.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)учение о таинственных скрытых..

Оккультизм

Кабалистика, колдовство, оккультные науки, шаманство. ..

Оккультизм

М.Общее название мистических учений, признающих существование в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных, якобы, познанию "избранных", "посвященных".. ..

Оккультизм

ОККУЛЬТИ́ЗМ -а. М. [от лат. Occultus - скрытый, тайный] Мистические учения, признающие существование скрытых связей, необъяснимых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта и доступных лишь избранным.. ..

Оккультизм

Оккультизма, мн. Нет, м. (от латин. Occultus - таинственный). Общее обозначение мистических учений, утверждающих, будто существует особая, таинственная связь человека с т. Наз. Потусторонним, не познаваемым при помощи разума миром.. ..

Оккультизм

(occultism) Термин "О." (лат. Occulere - скрывать, утаивать) употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. Или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. Наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. Др. Оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. Цив..

Оккультизм

— тайный, сокровенный — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь посвященным, прошедшим специальную подготовку. Опирается на сверхъестественные мистические силы, которые персонифицируются под влиянием заклинаний и обрядов и могут быть подчинены человеку. О. Разделяет науки на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутреннюю сущность. В середине XIX в. Возник современный О., сторонники котор..

Оккультизм

(от лат. Occultus - тайный, сокровенный) - попытка выявить и использовать в практических целях "скрытые" природные силы. О. Основывается на убеждении, что все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными. Представление о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке, включенном в систему таких связей, было распространенным в Зап. Европе в 14-16 вв. Тайные силы иногда персонифицировались, и их пытали..

Дополнительный поиск Оккультизм Оккультизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оккультизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оккультизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа