Олицетворение
прозопопея (от греч. Prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. Persona — лицо, личность и facio — делаю), особый вид метафоры (См. Метафора). Перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации О. В зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве. 1) О. Как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи. «сердце говорит», «река играет». 2) О. В народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму. Жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.
Лежащее в основе таких О. Уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном — Небом и Геей — Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека. 3) О. Как Символ, непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных О. Так, поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана О.-метафорами или сравнениями. Красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п.
Из их совокупности возникает верховное О. «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, — многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. О. Такого рода близко к мифологическому О. По своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии. Лит. Белецкий А., Изображение живой и мёртвой природы, в его кн. Избранные труды по теории литературы, М., 1964. И. Б. Роднянская.
Дополнительный поиск Олицетворение
На нашем сайте Вы найдете значение "Олицетворение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Олицетворение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 13 символа