Органическая школа

77

в социологии, направление в буржуазной социологии конца 19 — начала 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). В отличие от своих предшественников, представители О. Ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А. Эспинас (Франция)] утверждали, что «общество и есть организм». Они подыскивали всё новые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд приписывал обществу все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, например, выполняет торговля, функции головного мозга — правительство.

Шеффле рассматривал экономическую жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях общественных организмов, об их органах выделения и т.д. В начале 20 в. Концепции О. Ш. Утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органический подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. Ш. Ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историческое изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подменялись биологическими, целый ряд явлений общественной жизни (конфликты, классовая борьба и т.д.) совершенно игнорировался или объявлялся «болезнями организма».

Общественное развитие должно, по мнению сторонников О. Ш., происходить путём эволюции. Ссылка на организмическую природу общества часто служила апологии капитализма. Марксисты употребляют термин «социальный организм». Однако в марксизме эти аналогии не подменяют конкретного изучения специфики и объективных законов общественной жизни. Лит. Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1. Его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же. Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. В. Б. Ольшанский.

Значения в других словарях
Органическая геохимия

раздел геохимии (См. Геохимия), изучающий Органическое вещество в различных геосферах Земли. В задачу О. Г. Входит рассмотрение эволюции органических соединений (углеводородов и их производных) с момента возникновения, изучение дальнейшего изменения их состава и закономерностей распространения. О. Г. Изучает исходные для органического вещества биохимического соединения (углеводы, белки, лигнин и др.) и продукты их преобразования во внешних геосферах под влиянием бактериальной жизни, температуры..

Органическая химия

раздел химии (См. Химия), естественнонаучная дисциплина, предметом изучения которой являются соединения углерода с др. Элементами, называемые органическими соединениями, а также законы превращения этих веществ. Углерод образует соединения с большинством элементов и обладает наиболее выраженной способностью по сравнению с др. Элементами к образованию молекул цепного и циклического строения. Скелет таких молекул может состоять из практически неограниченного числа атомов углерода, непосредственно ..

Органические вещества почвы

комплекс органических соединений, входящих в состав почвы (См. Почва). Их присутствие — один из основных признаков, отличающих почву от материнской породы. Формируются в процессе разложения растительного и животного материалов и представляют собой важнейшее звено обмена веществ живой и неживой природы. Количество О. В. П. И их природа во многом определяют направление процесса почвообразования, биологические, физические, химические свойства почвы и её плодородие. В О. В. П. Входят в том или ином..

Органические вяжущие материалы

см. В ст. Вяжущие материалы. ..

Органическая Школа

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в социологии кон. 19 - нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, А. Эспинас во Франции).. ..

Органическая Школа

Направление в социологии кон. 19 - нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, А. Эспинас во Франции).. ..

Органическая Школа

Возникла во второй половине XIX в. В связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители. Швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов". 1868). Французский социолог Рене Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896, в русском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников О.ш. - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) еще за нескол..

Органическая Школа

Возникла во второй половине XIX в. В связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители. Швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов". 1868). Французский социолог Рене Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896, врусском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников О.ш. - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) еще за несколь..

Дополнительный поиск Органическая школа Органическая школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Органическая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Органическая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 18 символа