Багдадская железная дорога
ж.-д. Линия (протяжённость приблизительно 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским заливом. В конце 19 — начале 20 вв. Притязания Германии на строительство и эксплуатацию Б. Ж. Д., которая должна была проходить по территории Османской империи (по территории современной Турции, Сирии, Ирака), крайне обострили противоречия между великими державами. Империалистические круги Германии стремились взять в свои руки строительство дороги, чтобы с помощью Б. Ж. Д. Поставить под контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте и русские позиции на Кавказе и в Ср. Азии. В 1888 Немецкий банк («Дойче банк») приобрёл от турецкого правительства первую концессию на продолжение строительства выкупленной им у Турции ж.-д.
Линии Стамбул — Измит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893 тот же банк получил концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Немецкого банка Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Б. Ж. Д. — от Коньи через Багдад до Персидского залива. В 1903 окончательно была оформлена концессия, обеспечившая германским монополистам исключительно высокую оплату за каждый километр введённой в эксплуатацию дороги (т. Н. Километрической гарантии). В ответ на приобретение Германией Багдадской концессии правительство Англии резко активизировало экспансию в бассейне Персидского залива с целью предотвращения выхода к нему Германии.
В свою очередь правительство России навязало Турции в апреле 1900 секретное соглашение, обязывавшее последнюю не предоставлять в Сев. И Сев.-Вост. Анатолии каких-либо ж.-д. Концессий третьей державе. Т. О. Прорыв Германии к кавказской границе был предотвращен. Одновременно правительства Англии, России и Франции препятствовали повышению Турцией таможенных пошлин, без чего затруднительно было выплачивать акционерам Багдадской магистрали километрической гарантии. Стремясь преодолеть сопротивление со стороны этих держав, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссное соглашение с каждым из своих соперников. В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 к участию в строительстве Б. Ж. Д. Был допущен французский капитал.
В 1911 по Потсдамскому соглашению Россия за отказ Германии от проникновения в Иран прекратила противодействие строительству дороги. В июне 1914 Германия передала Англии строительство ж.-д. Магистрали к Ю. От Багдада в направлении Персидского залива. К началу 1-й мировой войны Б. Ж. Д. Осталась недостроенной. На С. Рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на Ю. — от Багдада до Самарры. Строительство участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали закончено в 1934—41 частными английскими и французскими компаниями. В настоящее время участки, составлявшие ранее Б. Ж. Д., принадлежат Турции, Сирии и Ираку. Коренное изменение международной обстановки на Ближнем Востоке, происшедшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции и двух мировых войн, а также появление новых видов военной техники, транспорта и средств связи значительно уменьшили политико-стратегическое значение, которое имела Б.
Ж. Д. В начале 20 в. Лит. Бондаревский Г. Л., Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток, Таш., 1955. Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в., 2 изд., М., 1951. Wolf J. В., The diplomatic history of the Bagdad railroad, Columbia, 1938. Г. Л. Бондаревский.
Дополнительный поиск Багдадская железная дорога
На нашем сайте Вы найдете значение "Багдадская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Багдадская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 26 символа