Багдадская железная дорога

153

ж.-д. Линия (протяжённость приблизительно 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским заливом. В конце 19 — начале 20 вв. Притязания Германии на строительство и эксплуатацию Б. Ж. Д., которая должна была проходить по территории Османской империи (по территории современной Турции, Сирии, Ирака), крайне обострили противоречия между великими державами. Империалистические круги Германии стремились взять в свои руки строительство дороги, чтобы с помощью Б. Ж. Д. Поставить под контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте и русские позиции на Кавказе и в Ср. Азии. В 1888 Немецкий банк («Дойче банк») приобрёл от турецкого правительства первую концессию на продолжение строительства выкупленной им у Турции ж.-д.

Линии Стамбул — Измит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893 тот же банк получил концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Немецкого банка Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Б. Ж. Д. — от Коньи через Багдад до Персидского залива. В 1903 окончательно была оформлена концессия, обеспечившая германским монополистам исключительно высокую оплату за каждый километр введённой в эксплуатацию дороги (т. Н. Километрической гарантии). В ответ на приобретение Германией Багдадской концессии правительство Англии резко активизировало экспансию в бассейне Персидского залива с целью предотвращения выхода к нему Германии.

В свою очередь правительство России навязало Турции в апреле 1900 секретное соглашение, обязывавшее последнюю не предоставлять в Сев. И Сев.-Вост. Анатолии каких-либо ж.-д. Концессий третьей державе. Т. О. Прорыв Германии к кавказской границе был предотвращен. Одновременно правительства Англии, России и Франции препятствовали повышению Турцией таможенных пошлин, без чего затруднительно было выплачивать акционерам Багдадской магистрали километрической гарантии. Стремясь преодолеть сопротивление со стороны этих держав, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссное соглашение с каждым из своих соперников. В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 к участию в строительстве Б. Ж. Д. Был допущен французский капитал.

В 1911 по Потсдамскому соглашению Россия за отказ Германии от проникновения в Иран прекратила противодействие строительству дороги. В июне 1914 Германия передала Англии строительство ж.-д. Магистрали к Ю. От Багдада в направлении Персидского залива. К началу 1-й мировой войны Б. Ж. Д. Осталась недостроенной. На С. Рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на Ю. — от Багдада до Самарры. Строительство участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали закончено в 1934—41 частными английскими и французскими компаниями. В настоящее время участки, составлявшие ранее Б. Ж. Д., принадлежат Турции, Сирии и Ираку. Коренное изменение международной обстановки на Ближнем Востоке, происшедшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции и двух мировых войн, а также появление новых видов военной техники, транспорта и средств связи значительно уменьшили политико-стратегическое значение, которое имела Б.

Ж. Д. В начале 20 в. Лит. Бондаревский Г. Л., Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток, Таш., 1955. Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в., 2 изд., М., 1951. Wolf J. В., The diplomatic history of the Bagdad railroad, Columbia, 1938. Г. Л. Бондаревский.

Значения в других словарях
Багдад

столица Ирака (с 1921). Административный центр ливы Багдад. Расположен на обоих берегах р. Тигр, близ устья р. Дияла. На перекрёстке дорог, соединяющих страны Средиземноморья, центральной и Юж. Азии. 1,7 млн. Жит. (1965, с пригородами). Климат средиземноморский. Средняя температура января около 10°C, июля около 34°C, осадков 163 мм в год. Историческая справка. Б. Был основан в 762 халифом Мансуром под названием Мадинат ас-Салам (Город мира) и стал столицей халифата Аббасидов (См. Аббасиды). Наи..

Багдади Шауки

(р. 26.7.1928, Банияс) сирийский писатель. Окончил Высший учительский институт. Секретарь «Лиги арабских писателей» (с 1954). Печатался в литературных журналах. Первый сборник рассказов «Наш квартал харкает кровью» вышел в 1954. Автор сборников стихов «Больше, чем одно сердце» (1955), «У каждой любви своя повесть» (1956). Представитель демократического, гуманистического направления, Б. Пишет о простых тружениках, интеллигенции, их жизни в условиях современной борьбы за социальные права и культур..

Багдадский пакт

договор, заключённый в Багдаде 24 февраля 1955 между Ираком и Турцией, к которому затем присоединились Англия, Иран и Пакистан. Положил начало созданию агрессивной военной группировки — СЕНТО (см. В ст. Организация центрального договора). ..

Багдадский халифат

встречающееся в литературе название государства (столица — Багдад), возглавлявшегося династией Аббасидов (См. Аббасиды). ..

Багдадская Железная Дорога

БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - распространенное в нач. 20 в. Название железнодорожной линии (приблизительно 2400 км), соединившей Босфор с Персидским зал. В 1903 концессия на строительство дороги была предоставлена Турцией Германии, что вызвало усиление противоречий между крупными державами. Строительство было закончено в 1934-41 частными английскими и французскими компаниями.. ..

Багдадская Железная Дорога

От Босфора к Персидскому заливу-была объектом напряжённой дипломатической борьбы между державами перед первой мировой войной.Различные проекты строительства Б. Ж. Д. Выдвигались начиная с середины 19 в. По разным причинам они не были осуществлены.В 1888 немецкий капиталист Каулла, действуя по поручению Немецкого и Вюртембергского банков, получил от турецкого правительства концессию на выкуп уже построенной ж. Д. От Босфора до Измида и на строительство новой линии от Измида до Анкары. Для реализа..

Багдадская Железная Дорога

Ж.-д. Линия, соединяющая Босфор с Персидским зал. В кон.19 - нач. 20 вв. Концессия на строительство Б. Ж. Д., к-рая должна была проходить по терр. Османской империи (совр. Турция, Сирийская Арабская Республика, Ирак), явилась объектом острой империалистич. Борьбы между великими державами. Правящие круги Германии стремились с помощью Б. Ж. Д. Поставить под свой контроль Османскую империю и держать под ударом англ. Позиции в Индии и Египте и рус. Позиции на Кавказе и в Ср. Азии. Цели герм. Империа..

Дополнительный поиск Багдадская железная дорога Багдадская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Багдадская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Багдадская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа