Оформительское искусство

94

область декоративного искусства. Праздничное (то есть временное) оформление улиц, площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода экспозиций. О. И., пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра (см. «Массовое действо»), киноискусства и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза искусств (См. Синтез искусств). Взаимодействуя с архитектурой, О. И., в отличие от последней, обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание. О. И. Родственно театрально-декорационному. Но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в О.

И. Зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если Монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из «вечных» материалов (камень, металл, смальта и т. Д.), то О. И.— это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произведения О. И., как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение. Истоки О. И. Лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т.

П., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ — Карнавалов и религиозных процессий — часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры. Если в средние века эстетическое единство произведений О. И. Складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области О. И. Работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15—18 вв. О. И., развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I).

Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий (См. Аллегория) и эмблем (См. Эмблема) создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 О. И. Выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам. Роль техники максимально возрастает в О. И. 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия на зрителя (например, кино), фотографии и фотомонтажи, светокинетические конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции.

Мастера О. И. Активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное О. И. Капиталистических стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы, насыщено штампами «массовой культуры», то прогрессивные общественные организации и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию. Советское О. И. Возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции, что свидетельствовало о поисках форм, которые утверждали бы пафос героического подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-исторический смысл происходящих событий. О. И. Объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры.

Для О. И. Этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским планом монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда), были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистического строя (Л.

М. Лисицкий, Н. П. Прусаков, Н. М. Суетин, Р. Р. Кликс). Художники (М. Ф. Ладур, Я. Д. Ромас, В. А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении парадов и демонстраций. Мастера советского О. И., широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию художественно-эстетического решения облика городов и сёл, разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации, внедрению в жизнь новых, советских обрядов. Лит. Художник-оформитель. [Сб. Ст.], Л., 1962. Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]. Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог выставки, [М., 1967]. Рождественский К., Ансамбль и экспозиция, [Л., 1970].

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971. Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л., 1973. Художник и город. [Сб.], М., 1973. Les fêtes de la Renaissance, v. 1—2, P., 1956—60. К. И. Рождественский. Неизвестный гравёр (Россия). «Фейерверк». Гравюра резцом на меди. Середина 18 в. Х. К. Ван де Велде и Л. Фон Хофман. Главный зал выставки художественных ремёсел в Дрездене. 1906. П. П. Рубенс. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. 1635. Эрмитаж. Ленинград. Е. И. Катонин. Арка в Ленинграде, установленная к 10-летней годовщине Октября. 1927. Л. Бальдессари и Л.

Фонтана. Лестница и холл торгово-промышленной выставки в Милане. 1950-е гг. Л. М. Лисицкий. Советское отделение Международной выставки печати в Кёльне. 1928. А. Х. Х. Аалто. Павильон Финляндия на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1939. И. А. Покровский. Установка «Факел фестиваля», воздвигнутая на Ленинских горах в Москве в дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 1957. К. И. Рождественский. Центральный зал Советской национальной выставки в Париже. 1961..

Значения в других словарях
Офлюсованный агломерат

комплексный окускованный железорудный материал, содержащий повышенное количество основных окислов (CaO, MgO) в виде химических соединений, образующихся в процессе спекания агломерационной шихты с добавкой Флюсов — известняка, доломита (см. Агломерация). Это позволяет исключить сырые флюсы из доменной шихты с соответствующим улучшением технико-экономических показателей доменной плавки. В современной металлургии практически весь железорудный агломерат выпускается офлюсованным (1973). Лит. Базилев..

Офнет

(Ofnet) две палеолитические пещеры (Большой и Малый О.) на Ю. ФРГ (к С.-З. От г. Аугсбург). Содержат по несколько перекрывающих друг друга культурных слоев (См. Культурный слой), относящихся к разным ступеням позднего палеолита, к мезолиту, неолиту и эпохе металлов. В пещере Большой О. Обнаружено (1908, Р. Р. Шмидт) мезолитическое погребение человеческих черепов, принадлежавших древним европеоидам. В одном круглом углублении лежало 27 черепов, в другом, по соседству,— 6. Черепа были обращены лиц..

Офорт

(от франц. Eau-forte — азотная кислота) вид гравюры (См. Гравюра) на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в. До этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. Менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту..

Офранцуженные

(«Офранцу́женные») сторонники французского господства в Испании в период оккупации страны войсками Наполеона I, сотрудничавшие с оккупантами. Состав «О.» был пёстрым — от противников испанского абсолютизма, надеявшихся на проведение прогрессивных реформ, до карьеристов, рассчитывавших на служебные и материальные выгоды. Широкие народные массы относились к «О.» враждебно. Имели место случаи убийства их толпой. Кадисские кортесы (1810—13), а позднее — вернувшийся в 1814 из французского плена Ферди..

Оформительское Искусство

ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ искусство - область декоративного искусства. Праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний и т. Д., а также оформление экспозиций, витрин, стендов и т. Д. Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств.. ..

Оформительское Искусство

ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО>, область декоративного искусства. Праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний и т.д., а также оформление экспозиций, витрин, стендов и др.. ..

Оформительское Искусство

Область декоративного искусства. Праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий, демонстраций, гуляний и т. Д., а также оформление экспозиций, витрин, стендов и т. Д. Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, свето- и звукотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств.. ..

Оформительское искусство

        область декоративного искусства. Временное художественное оформление домов, улиц, площадей, производственных территорий, садов и парков в дни общественных празднеств, а также оформление витрин, демонстраций и праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, различного рода экспозиций и выставок. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового..

Дополнительный поиск Оформительское искусство Оформительское искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оформительское искусство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оформительское искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 24 символа