Памятник
1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. Истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П. По типологическим признакам П. Могут быть разделены на четыре основные категории. Археологические памятники, П. Истории, П. Архитектуры и П. Монументального искусства. К П. Относят также П. Письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания. 2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях.
Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия. Она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. Независимо от его типа. Прототипами П. Были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — Мегалиты и Курганы, а также Обелиски, пирамиды (См. Пирамида), и т. Д. В последующие эпохи гробницы (См. Гробница) и надгробия (См. Надгробие) нередко исполняли роль П., однако обычно под П. В узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время. Аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. Э. Иллюстрации см. Т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме. Иллюстрации см. Т. 1, стр. 73), стелы (См. Стела), арки триумфальные (См. Арка триумфальная), триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции. В искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются.
Античные П. Помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. До н. Э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. В средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения Донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного Храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством). Итальянские мастера Кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров.
Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. Т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513. Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. Маньеризма, усиливаются в эпоху Барокко и Классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе. Иллюстрации см. Т. 14, табл. XXII, стр. 320—321). В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж.
Ф. Шальгрен, иллюстрации см. Т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529. Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. Всё чаще сооружаются П. Выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники. И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. Т. 13, стр. 507. И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. Большой популярностью пользуются также П. Литературным героям. Сама организация постановки П. Существенно меняется. Если ранее вопросами сооружения П. Ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. Отдельные П. Создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А.
С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов. Иллюстрации см. Т. 17, табл. 1, стр. 16). Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. Порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. Возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. Особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений (См.
Мемориальные сооружения), как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. И отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин. П. Героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. Жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).
С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда)). Если ранние советские П. Чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. Типичны решения, способствующие более активному включению П. В городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П.
С помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард. Иллюстрации см. Т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45. Наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. Возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм.
Необычайно многообразна тематика советских П. Посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников. Иллюстрации см. Т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др. Иллюстрации см. Т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский. Иллюстрации см.
Т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас. Иллюстрации см. Т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер). Лит. Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. С нем., М., 1935. Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952. Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970. Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972. Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. Ст.], М., 1973. Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971. Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. — Z., 1971. А. В. Иконников. Скульптор И.
Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927. Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент. Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909. Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37. Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938. Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70. Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит.
Открыт в 1967. Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970. Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969. Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114. Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме. Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29. Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67. Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857. В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946. Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж.
Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941. Коллектив БПР. Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане. Сталь, пластмасса. 1948. Г. Земла. Памятник силезским повстанцам в Катовице (Польша). Камень. 1960-е гг..
Дополнительный поиск Памятник
На нашем сайте Вы найдете значение "Памятник" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Памятник, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа