Баженов

141

IБаже́нов Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, — 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт». Б. Боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Б. Касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А.

Е. Мартынова, П. М. Садовского, С. В. Шумского, В. И. Живокини, В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой и др.). Б. Переводил и публиковал работы Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Аристотеля, Г. Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Б. Способствовала повышению общей культуры русского театра. Соч. Сочинения и переводы А. Н. Баженова, тт. 1—2, М., 1869. Лит. Кугель А., Два критика, в его кн. Театральные портреты, Л.—М., 1967. Зилов М., Александр Баженов и его «Антракт», «Театр», 1965, № 2.IIБаже́нов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным — Москва), — 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился. В Москве у Д. В. Ухтомского (1753—55) и в Московском университете (1755).

В Петербурге — у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как пенсионер петербургской АХ — в Школе изящных искусств в Париже (1760—62) у Ш. Де Вайи. В 1762—64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ. Б. Первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767—75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы.

Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773. Деревянная модель — в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. Тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. Удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784—86. Ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (См. Библиотека СССР имени В.

И. Ленина)). Б. Перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад. Главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770.

Колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. И впервые проявившееся у Б. В увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774—75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля. В архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775—85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782—89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями.

В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности. Здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность. Сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792—96. Строили в 1797—1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Б. Всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы.

Б. Одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. Был издан русский перевод Витрувия (См. Витрувий). Б. — создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Соч. Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина). Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн. Сумароков А. С., Полн. Собр. Всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787. Мнения. О Кремлёвской перестройке, в кн. Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с.

119—121. Лит. Михайлов А.И., Баженов, М., 1951. Ильин М. А. , Баженов, М., 1954. История русского искусства, М., 1961, с. 85-129. И. М. Глозман, О. В. Мамонтова. В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787. В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва. В. И. Баженов..

Значения в других словарях
Бажанов

Юрий Павлович [р. 10(23).4.1905, г. Казатин Киевской губернии], маршал артиллерии (1965). Член КПСС с 1929. Родился в семье железнодорожника. В 1920 добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Киевскую артиллерийскую школу (1926) и Артиллерийскую академию (1936). В 1938—42 начальник 1-го Московского артиллерийского училища. В 1942—44 начальник оперативной группы гвардейских миномётных частей Северо-Западного и 1-го Прибалтийских фронтов. В августе 1944 — марте 1945 заместитель командующего арт..

Бажанов Юрий Павлович

Бажанов Юрий Павлович [р. 10(23).4.1905, г. Казатин Киевской губернии], маршал артиллерии (1965). Член КПСС с 1929. Родился в семье железнодорожника. В 1920 добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Киевскую артиллерийскую школу (1926) и Артиллерийскую академию (1936). В 1938‒42 начальник 1-го Московского артиллерийского училища. В 1942‒44 начальник оперативной группы гвардейских миномётных частей Северо-Западного и 1-го Прибалтийских фронтов. В августе 1944 ‒ марте 1945 заместитель командующ..

Баженов Александр Николаевич

Баженов Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, ‒ 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт». Б. Боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утвержде..

Баженов Василий Иванович

Баженов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным ‒ Москва), ‒ 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился. В Москве у Д. В. Ухтомского (1753‒55) и в Московском университете (1755). В Петербурге ‒ у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758‒60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как пенсионер петербургской АХ ‒ в Школе изящных искусств в..

Баженов

БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Грандиозный проект реконструкции Кремля (начат в 1773, не осуществлён), романтический неоготический дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-86, ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве), Михайловский замок в Санкт-Петербурге (в 1797-1800 строил В. Ф. Бренна) отличаются смелостью композиции, творческим использованием традиций классической мировой и русс..

Баженов

БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 - 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 - 1775, не осуществлен), романтический дворцово-парковый ансамбль> в Царицыне (1775 - 85, осуществлен частично), дом Пашкова (1784 - 86) в Москве отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.. ..

Баженов

Василий Иванович [1737 или 1738, село Дольское, близ Малоярославца (по др. Данным – Москва) – 1799, Санкт Петербург], русский архитектор, график, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Первоначально обучался живописи. Участвовал в украшении Головинского дворца в Москве (1753—54, не сохранился) в составе «архитектурной команды» Д. В. Ухтомского. Учился архитектуре в только что основанной Петербургской академии художеств (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж..

Баженов

БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИНБажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих. Желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка. Бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У) У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII ..

Баженов

Иван Васильевич (1855 - ок. 1920), рус. Правосл. Церк. Писатель. Род. В Тверской губ. В семье священника. В 1881 окончил Каз.ДА, преподавал Свящ. Писание и евр. Язык в Костромской ДС. Основные работы Б. Относятся к церк.-историч. Области. Его магистерская дисс. "Характеристика Четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия" (Каз., 1907) носит апологетич. Характер. В кн. Дается обзор сведений об ап. Иоанне, к-рые имеются в НЗ и сохранились у раннец..

Дополнительный поиск Баженов Баженов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баженов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баженов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа