Баженов
IБаже́нов Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, — 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт». Б. Боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Б. Касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А.
Е. Мартынова, П. М. Садовского, С. В. Шумского, В. И. Живокини, В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой и др.). Б. Переводил и публиковал работы Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Аристотеля, Г. Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Б. Способствовала повышению общей культуры русского театра. Соч. Сочинения и переводы А. Н. Баженова, тт. 1—2, М., 1869. Лит. Кугель А., Два критика, в его кн. Театральные портреты, Л.—М., 1967. Зилов М., Александр Баженов и его «Антракт», «Театр», 1965, № 2.IIБаже́нов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным — Москва), — 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился. В Москве у Д. В. Ухтомского (1753—55) и в Московском университете (1755).
В Петербурге — у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как пенсионер петербургской АХ — в Школе изящных искусств в Париже (1760—62) у Ш. Де Вайи. В 1762—64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ. Б. Первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767—75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы.
Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773. Деревянная модель — в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. Тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. Удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784—86. Ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (См. Библиотека СССР имени В.
И. Ленина)). Б. Перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад. Главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770.
Колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. И впервые проявившееся у Б. В увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774—75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля. В архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775—85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782—89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями.
В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности. Здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность. Сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792—96. Строили в 1797—1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Б. Всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы.
Б. Одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. Был издан русский перевод Витрувия (См. Витрувий). Б. — создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Соч. Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина). Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн. Сумароков А. С., Полн. Собр. Всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787. Мнения. О Кремлёвской перестройке, в кн. Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с.
119—121. Лит. Михайлов А.И., Баженов, М., 1951. Ильин М. А. , Баженов, М., 1954. История русского искусства, М., 1961, с. 85-129. И. М. Глозман, О. В. Мамонтова. В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787. В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва. В. И. Баженов..
Дополнительный поиск Баженов
На нашем сайте Вы найдете значение "Баженов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баженов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа