Паровая машина
поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П. М. Обусловлен периодическими изменениями упругости пара в полостях её цилиндра, объём которых изменяется в процессе возвратно-поступательного движения поршня. Пар, поступающий в цилиндр П. М., расширяется и перемещает поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется с помощью кривошипного механизма (См. Кривошипный механизм) во вращательное движение вала (рис.). Впуск и выпуск пара осуществляются системой парораспределения (См. Парораспределение). Для снижения тепловых потерь цилиндры П. М. Окружаются паровой рубашкой (См. Паровая рубашка). П.
М. Как универсальный двигатель впервые создана Дж. Уаттом в 1774—84. Этому предшествовало изобретение Д. Папеном парового котла в 1680, Т. Ньюкоменом — пароатмосферной водоподъёмной машины в 1705, создание И. И. Ползуновым паровой воздуходувной машины в 1763—65. Будучи первым и до конца 19 в. Практически единственным универсальным двигателем, она сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и транспорта (см. Двигатель, Теплоэнергетика, Промышленный переворот). Развитие П. М. Шло в направлении создания стационарных П. М. Для фабрично-заводских предприятий и электростанций, паровозных П. М. Для ж.-д. Транспорта, судовых П. М. Для торговых судов и военных кораблей, локомобилей для нужд сельского хозяйства и местной промышленности.
П. М. Уже ко 2-й половины 19 в. Достигла высокой надёжности и совершенства. Однако с начала 20 в. П. М. Встретила всё усиливающуюся конкуренцию быстро прогрессирующих паровых турбин (См. Паровая турбина) и двигателей внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). Недостатки П. М. — низкий кпд (от 1 до 20%), ограниченные быстроходность (до 1000 об/мин) и агрегатная мощность (до 30000 л. С.), а также большие габариты и масса — привели к тому, что производство П. М. К середине 20 в. Было прекращено. П. М. Можно встретить (1975) только на Паровозах, локомобилях (См. Локомобиль) и старых Пароходах. Лит. Гриневецкий В. И., Паровые машины, 2 изд., М., 1926. Общая теплотехника, 2 изд., М. — Л., 1952. Жирицкий Г. С., Паровые машины, 6 изд., М.
— Л., 1951. С. М. Лосев. Схема паровой машины. 1 — поршень. 2 — шатун. 3 — коленчатый вал. 4 — маховик..
Дополнительный поиск Паровая машина
На нашем сайте Вы найдете значение "Паровая машина" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паровая машина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа