Пароходство
предприятие водного транспорта, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров на транспортных судах (См. Судно) по морским путям (морские П.) и внутренним водным путям (речные и озёрные П.). В СССР в ведении П., кроме флота, находятся также порты и судоремонтные заводы. В ряде стран наряду со словом «П.» применяется термин «пароходная компания». Во флотах речных П. США преобладают толкаемые составы, а самоходных судов мало. Флот П. Великих озёр в США и Канаде состоит преимущественно из самоходных судов. Во флотах речных П. Западной Европы на главных реках преобладают самоходные суда. Несамоходные составы применяются главным образом на второстепенных реках и каналах. П. СССР и др. Социалистических стран Европы используют самоходные суда, буксируемые и толкаемые составы.
П. КНР, ДРВ, а также многих развивающихся стран имеют, кроме судов с механическими двигателями, парусные и гребные суда. Суда морских и речных П. Делятся по назначению на грузовые, грузопассажирские и пассажирские. Подавляющее большинство П. Не специализировано и выполняет перевозки любых грузов, а некоторые П. И пассажиров. Осуществляемые морским П. Сообщения подразделяются на регулярные — рейсовые или лайнерные, выполняемые по расписаниям на определённых морских путях — линиях П., и трамповые (только грузовые), осуществляемые по любым водным путям и в любой порт, куда грузовладельцы фрахтуют судно у П. Лишь некоторые морские П. Ограничиваются линейным судоходством. Многие П. Эксплуатируют как лайнеры, так и трамповые суда, другие занимаются только трамповым судоходством, выполняющим большую часть морского грузооборота.
Среди речных и морских П. Преобладают предприятия транспорта общего пользования. В СССР П. Организованы в основном по географическим признакам. По морским бассейнам и участкам морских побережий, по бассейнам речных систем и т.д. В 1973 насчитывалось 18 морских П. Ими руководят 3 объединения. Северо-Западный флот с двумя бассейнами — Балтийским и Северным. Южный флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны). Дальневосточный флот. Южный флот включает, в частности, Дунайское П., выполняющее морские, речные и смешанные сообщения по Дунаю. Речных П. И транспортных управлений речного транспорта в СССР 33, из них в РСФСР речных пароходств 20, включая специализированное П. «Волготанкер», осуществляющее только перевозки наливных грузов, в др.
Союзных республиках—транспортные управления. Амурское, Северо-Западное, Беломорско-Онежское, Западное, Волго-Донское и «Волготанкер» П. Выполняют также смешанные перевозки грузов в сообщении река — море между внутренними и зарубежными портами. По тоннажу судов и размерам перевозок крупные П. СССР превосходят большинство П. Капиталистических стран. П. СССР являются государственными хозрасчётными предприятиями с самостоятельным балансом, действующими по уставу, утвержденному министерством морского флота СССР или соответствующим республиканским министерством речного флота. П. Организуют перевозки пассажиров и грузов между населёнными пунктами и портами бассейна на основании государственного плана перевозок, выполняют плановые задания по внешнеторговым перевозкам между портами СССР и портами др.
Стран, а также перевозки грузов зарубежных фрахтователей между иностранными портами на международных морских путях. П. Осуществляют также мероприятия по развитию водного транспорта, улучшению водных путей и реконструкции портов в соответствующем бассейне, обеспечивают правильную техническую эксплуатацию судов и портового оборудования и т.д. П. Капиталистических стран, в отличие от предприятий ж.-д. И воздушного транспорта, в малой степени затронуты процессом национализации (См. Национализация). По уровню концентрации они также уступают ж.-д. Компаниям и авиалиниям, но далеко превосходят предприятия автотранспорта. Однако концентрация П. Значительно выше, чем до 2-й мировой войны 1939—45. Так, например, в 1973 24 крупнейших П.
Великобритании владели 70% тоннажа британского флота, 8 главных П. Японии — 55% тоннажа японского флота. Общее количество П. Капиталистических и развивающихся стран составляет (1973) около 3 тыс., в том числе 2,5 тыс. Морских П,. Большинство их имеет по несколько судов, самые мелкие — одно судно, наиболее крупные — сотни судов. Многочисленные П., действующие в пределах одного и того же бассейна и обслуживающие одни и те же линии регулярного судоходства, ожесточённо конкурируют друг с другом на фрахтовых рынках. Вместе с тем большинство П. Капиталистических стран объединено финансовыми и отчасти технико-экономическими связями в сравнительно немногочисленные группы. Ещё более широкой формой объединения морских П.
Одного бассейна, даже принадлежащих разным странам, являются так называемые Морские конференции, регулирующие условия фрахтования и фрахтовую политику входящих в их состав П. См. Также Морской транспорт, Речной транспорт, Судоходство. Л. И. Василевский..
Дополнительный поиск Пароходство
На нашем сайте Вы найдете значение "Пароходство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пароходство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа