Парусное судно
судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью Парусов. В зависимости от размеров П. С. На нём устанавливается от 1 до 7 мачт. П. С. Различаются также парусным вооружением (См. Парусное вооружение) (рис.). Важными характеристиками ходовых и манёвренных качеств П. С. Являются общая площадь его парусов (называется парусностью) и положение точки приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности). Управляют П. С., согласованно действуя рулём и парусами. Меняют курс, увеличивают или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение П. С. (судно «ложится в дрейф») и т.д. История П. С. Насчитывает свыше 5 тыс. Лет. Паруса применялись в Древнем Египте, Финикии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме как вспомогательный источник движущей силы на гребных военных и транспортных судах.
В 10—13 вв. В скандинавских и средиземноморских странах появились суда (дракары, нефы, караки, каравеллы), которые в качестве главного движителя имели паруса. В Древней Руси в 9—14 вв. Определились 2 района парусного судостроения. На С. (Новгород, побережье Белого моря) и на Ю. (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах, карабасах) восточные славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Чёрному морям, доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное море. Развитие парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения, достижения судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим географическим открытиям и расширению мировой торговли. В 16—17 вв. Главные районы парусного судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного моря (Голландию, Англию).
К началу 18 в. П. С. Получают повсеместное распространение и вытесняют гребные суда (См. Гребное судно). В эпоху Петра I строились торговые П. С. Грузоподъёмностью в несколько сотен т и 100-пушечные линейные парусные корабли с экипажем около 800 чел. Наивысшего развития Парусный флот достиг к середине 19 в., когда он составил основное ядро транспортного, промыслового и военного флотов. Так, грузоподъёмность грузовых П. С. Превысила 5000 т, валовая вместимость — 1500 регистровых т, экипаж — 100 чел., скорость наиболее быстроходных П. С. (Клиперов) достигла 18 узлов (около 33 км/ч) и более. С распространением судов, приводимых в движение механическими двигателями (Пароходов и Теплоходов), в конце 19 — начале 20 вв. П. С. Утратили своё значение основного транспортного средства.
Современные П. С. Используют преимущественно в спортивных (яхты (См. Яхта), Швертботы), туристских и учебных целях. Э. Г. Логвинович. Силуэты парусных судов. 1 — со шпринтовым парусным вооружением. 2 — с рейковым парусным вооружением. 3 — с бермудским парусным вооружением. 4 — с латинским парусным вооружением. 5 — с гафельным парусным вооружением. 6 — куттер. 7 — люгер. 8 — шхуна-бриг. 9 — двухмачтовая шхуна. 10 — бригантина. 11 — бриг. 12 — трёхмачтовая шхуна. 13 — шхуна-барк. 14 — баркентина. 15 — трёхмачтовый барк. 16 — фрегат. 17 — четырёхмачтовый барк. 18 — четырёхмачтовый корабль. 19 — пятимачтовый барк..
Дополнительный поиск Парусное судно
На нашем сайте Вы найдете значение "Парусное судно" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парусное судно, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа