Писарев

146

IПи́сарев Дмитрий Иванович [2(14).10.1840, с. Знаменское, ныне Липецкой области, — 4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латвийской ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Родился в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861). В 1859 вёл библиографический отдел в журнале «Рассвет». В 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журнала «Русское слово». За нелегальную статью, содержавшую призыв к свержению самодержавия, с июля 1862 по ноябрь 1866 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В 1867—68 сотрудничал в журнале «Дело» и «Отечественные записки».

Мировоззрение П. Складывалось в обстановке революционной ситуации 1859—61 (См. Революционная ситуация 1859-61), расцвет его творчества совпал с годами реакции. Разделяя политическую программу и многие теоретические установки Н. Г. Чернышевского, П. По иному решал некоторые вопросы. В 1861—62 он развивал преимущественно критическую сторону революционной идеологии (отрицание существующего строя, острая критика деспотизма, крепостничества и либерализма, ниспровержение авторитетов и др.). С 1863 выступил с положительной программой, отразившей поиски новых путей демократического движения в условиях крушения надежд на немедленную народную революцию. В философии П. Был сторонником естественнонаучного материализма. Он боролся против идеализма и религии, которую считал «.

Вредным тормозом умственного и общественного движения...» (Полн. Собр. Соч., т. 5, СПБ, 1904, с. 359). П. Призывал проверять все теории и авторитеты критикой, требовал самостоятельности мышления. Отвергая философскую диалектику, когда она «. Уходит в область слов...», он выражал готовность пользоваться ею «. Как орудием борьбы...» (Соч., т. 1, М., 1955, с. 302). П. Ратовал за философию, которая «. Двигала массы. Разбивала дряхлые кумиры и расшатывала устарелые формы гражданской и общественной жизни» (там же, с. 126). Социологические взгляды П. Были одной из ранних попыток распространить материализм на понимание общественных явлений. «Внутренней стороной истории» (там же, т. 3, 1956, с. 120) он считал экономическую деятельность, единственный источник богатства человечества видел в труде, а причину всех социальных бедствий — в «элементе присвоения» (см.

Там же, т. 2, 1955, с. 284). Решающую роль в истории П. Отводил людям физического труда, народным массам. Но в полной мере эту роль народ, задавленный гнётом материальных забот и лишений, мог выполнять лишь в эпохи революций, результаты которых до сих пор не соответствовали затраченной энергии. Сравнивая революции с «вынужденным убийством» (см. Там же, т. 4, 1956, с. 288), П. Признавал их закономерность и необходимость. Возвращение старого порядка станет невозможным, если революция «. Проложила себе дорогу в мир материальных интересов...» и «. Переделала по своему весь строй экономических отношений...» (Избранные произведения, 1968, с. 216). Смысл исторического прогресса П. Видел в последовательном освобождении трудящихся от различных форм эксплуатации и постепенном пробуждении самостоятельности народа.

Он признавал закономерность смены феодализма капитализмом, неизбежность падения «тиранического господства капитала» и наступления социализма — «. Новой эры справедливости, физического здоровья и материального благосостояния» (Соч., т. 2, с. 308, 270). Социалистические идеалы П., ярко выраженные уже в 1862 («Пчёлы»), получили своё обоснование и развитие в 1863—67 («Очерки из истории труда», «Исторические идеи Огюста Конта», «Генрих Гейне» и др.). Утопический социализм П. Не был народническим. П. Не возлагал надежд на крестьянскую общину, а полагал, что по примеру западноевропейских стран Россия пройдёт капиталистическую стадию развития. П. Принимал только критическую сторону учений утопических социалистов и призывал к созданию новой общественной науки, в сближении которой с революционной самодеятельностью масс видел «.

Единственную возможность будущего обновления» (там же, т. 4, с. 212). Утверждая, что революция совершается народом по «внутренней потребности» (см. Там же, т. 2, с. 68), П. Считал невозможным вызвать её искусственно и не видел предпосылок для её скорого возникновения. Социологическая «теория реализма разработанная П. В 1863—65 («Цветы невинного юмора», «Мотивы русской драмы», «Реалисты», «Посмотрим!» и др.), явилась попыткой создать программу достижения социализма «независимо от исторических событий» (см. Там же, т. 3, с. 126). П. Объяснял поражение «революционеров 1861 года» забитостью народа, непониманием им собственных интересов. «Побудительные причины» для роста народного самосознания возникнут в ходе экономического развития, руководство которым должны взять в свои руки «мыслящие реалисты» (социалисты).

«Главное дело» — вопрос о народном труде - подвинется широким распространением рабочих ассоциаций. В этом П. Видел заранее заготовленные материалы для разрешения рабочего вопросы, который неминуемо возникнет в России в будущем. П. Выдвинул принцип «экономии умственных сил», который требовал сосредоточить все усилия мыслящих людей, «. Весь запас собранных человеческих знаний» на разрешении вопроса о «голодных и раздетых людях» (там же, т. 3, с. 105). В «теории реализма» первостепенное значение отводилось распространению научных знаний, которые способствуют росту промышленности и улучшению земледелия, увеличивают число «мыслящих реалистов». В этике П. Проповедовал утилитаризм и разумный эгоизм, он близко подошёл к пониманию классовой обусловленности морали («Мыслящий пролетариат» и др.).

Личная польза «новых людей» («мыслящих реалистов, с любовью относящихся к труду») совпадает с общей пользой, их эгоизм вмещает в себя самую широкую любовь к человечеству, у них нет различия «. Между долгом и свободным влечением...» (там же, т. 4, с. 18), все их усилия направлены к тому, чтобы уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений. П. Уделял много внимания педагогическим вопросам («Наша университетская наука», «Педагогические софизмы», «Школа и жизнь» и др.). Критикуя существующую систему образования, он выступал за воспитание в процессе обучения, за всесословную школу и широкое общее образование, основанное на математике и естественных науках, за обучение ручному труду и физическим упражнениям.

Эстетические взгляды П., сформулированные в статье «Разрушение эстетики» (1865) и наиболее последовательно выраженные в статье «Пушкин и Белинский» (1865), были обусловлены принципом «экономии умственных сил» и носили характер «строжайшего утилитаризма». П. Отрицал общественное значение живописи, скульптуры, музыки, лирики. Он считал, что при наличии голодных классов «. Обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства сытых и разжиревших людей» (Соч., т. 3, 1956, с. 451). Стремление обратить внимание молодёжи на литературу, трактующую проблемы современности, руководило П. При его ошибочной попытке «ниспровергнуть» Пушкина.

Вместе с тем литературно-критическая практика П. Содержала замечательные истолкования соч. Г. Гейне, романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», произведений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского и др. Соч. Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1—6, доп. Вып., СПБ, 1909—13. Соч., т. 1—4, М., 1955—56. Избр. Произв., Л., 1968. Лит. Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1957 (см. Указ.). Соловьев Е. А., Д. И. Писарев, [4 изд.], Берлин — П.— М., 1922. Козьмин Б. П., Писарев и социализм, в его кн. Литература и история, М., 1969. Кирпотин В. Я., Радикальный разночинец Д. И. Писарев, М., 1934. Плоткин Л., Д. И. Писарев и литературно-общественное движение 60-х гг., Л.— М., 1945. Кузнецов Ф. Ф., Журнал «Русское слово», М., 1965. Маслин А. Н., Д. И. Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс, М., 1968.

Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969. Демидова Н. В., Писарев, М., 1969. История русской литературы XIX в. Библиографич. Указатель, М.— Л., 1962, с. 539—44. Ю. Н. Коротков. Д. И. Писарев.IIПи́сарев Модест Иванович [2(14).2.1844, Кашира,— 30.9(13.10).1905, Петербург], русский актёр, педагог, критик. Муж русской актрисы П. А. Стрепетовой (См. Стрепетова), оказал большое влияние на становление и развитие её таланта. Окончил юридический факультет Московского университета (1865). С 1859 выступал на любительской сцене. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1867 в Симбирске. Работал в Оренбурге, городах Поволжья, Урала, затем в Москве (театр А. А. Бренко, театр Корша и др.), с 1885 в Александрийском театре в Петербурге.

Замечательный исполнитель драматических ролей бытового репертуара. Русаков, Несчастливцев («Не в свои сани не садись», «Лес» Островского), Ананий Яковлев («Горькая судьбина» Писемского) и др. Один из образованнейших актёров своего времени, П. По эстетическим взглядам был близок В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову, Н. А. Некрасову. В своих критических статьях активно поддерживал А. Н. Островского и реалистическое направление им возглавляемое. Подготовил к изданию первое полное собрание сочинений Островского (СПБ, 1904—05). Лит. Морозов М., М. И. Писарев, М.—- Л., 1949..

Значения в других словарях
Писаницы

древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. См. Наскальные изображения.. ..

Писанка

расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла, в обряд празднования христианской пасхи. Роспись П. (преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчинённый форме яйца) — распространённый вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.). Лит. Сумцов Н. Ф., Писанки, «Киевская старина», 1891, май, июнь. Лубенский музей Е. Н. Скаржинской, К., 1890. Писанки. 1—2 — гуцульские. 3 — румынская. 4 — чешская.. ..

Писарев Дмитрий Иванович

Писарев Дмитрий Иванович [2(14).10.1840, с. Знаменское, ныне Липецкой области, ‒ 4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латвийской ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Родился в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861). В 1859 вёл библиографический отдел в журнале «Рассвет». В 1861‒66 ведущий критик и идейный руководитель журнала «Русское слово». ..

Писарев Модест Иванович

Писарев Модест Иванович [2(14).2.1844, Кашира,‒ 30.9(13.10).1905, Петербург], русский актёр, педагог, критик. Муж русской актрисы П. А. Стрепетовой. ..

Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868), публицист и литературный критик. С начала 1860-х гг. Ведущий сотрудник радикального журнала "Русское слово". В 1862 арестован как автор антиправительственного памфлета, св. 4 лет провёл в одиночной камере Петропавловской крепости, где написал лучшие статьи. Испытал влияние Л. Бюхнера, Я. Молешотта и К. Фохта, а также Ч. Дарвина и О. Конта. Основой исторического прогресса считал умственное развитие общества, распространение естественных наук, промышленности и..

Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович> (1840 - 68), российский публицист, литературный критик. С начала 1860-х гг. Ведущий сотрудник журнала "Русское слово". В 1862 - 66 заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет>. В начале 60-х гг. Выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие> страны ("теория реализма"). Пропагандировал развитие> естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. Высоко оценивал роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"..

Писарев

Прил. Разг.Принадлежащий писарю.. ..

Писарев

Писарев, Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - возглавляет собой одно из наиболее ярких идейных течений шестидесятых годов. Выступив в 1861 г. В качестве литературного критика в "Русском Слове", он быстро выдвигается в ряды передовых публицистов и становится идейным вождем целого поколения. Основные идеи, одушевлявшие передовых людей 60-х годов, были уже сформулированы непосредственными предшественниками Писарева - Добролюбовым и Чернышевским. Это были - атеизм и материализм, уважение к человеческой ..

Писарев

ПИСАКИН ПИСАРЕВ ПИСАРЕНКО ПИСАРЕВСКИЙ ПИСАРЬ ПИСЦОВ ПИСЧИКОВ ПИСЬМАК ПИСЬМЕНЮК ПИСЬМАКОВ ПИСЬМЕННЫЙ ПИСЬМЕНСКИЙ ПИСАРЬКОВ ПИСУЛЬКИН ПИСАНИН ПИСАНОВ ПИСАНКО ПИСЦОВ ПИСЧИКОВ ПИСЬМАК ПИСЬМЕНЮК ПИСЬМАКОВ ПИСЬМЕННЫЙ ПИСЬМЕНСКИЙ ПИСАРЬКОВ ПИСУЛЬКИН ПИСАНИН ПИСАНОВ ПИСАНКОГрамотный человек в деревне, умеющий написать прошение, письмо всегда пользовался уважением. Но была и должность писарь. Так что дети такого человека и стали зваться писаревы. Писаренко - укриансая фамилия с той же основой Писака - пр..

Писарев

Дмитрий Иванович (2(14).X.1840 - 4(16).VII.1868) - рус. Публицист и лит. Критик, философ-материалист и социолог, утопич. Социалист и революц. Демократ. Род. В с. Знаменском Елецкого у. Орловской губ. В обедневшей дворянской семье. Окончил Петерб. Ун-т. (1861). Лит. Деятельность начал в 1859 в журн. "Рассвет", с кон. 1860 печатался в "Русском слове", ведущим сотрудником которого был в 1861-66. В июле 1862 за революц. Прокламацию был арестован и предан суду. В казематах Петропавловской крепости пр..

Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) - русский публицист и литературный критик, популяризатор естественнонаучных теорий (в т.ч. Дарвинизма), по политическим убеждениям принадлежал к революционно-демократическому направлению (хотя и отстаивал в нем особую позицию). Сын помещика Орловской губернии, дворянин. Писал в журналах демократической направленности "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки". За радикализм П. Был заключен в Петропавловскую крепость на 4 года, выпушен по амнистии. Утону..

Писарев

Сергей Дмитриевич (1817-91), рус. Правосл. Библеист. Род. В Москве в семье священника. Окончил МДА (1840). Преподавал в МДС *герменевтику, библ. Историю и др. Дисциплины. В 1875 вышел в отставку. Находясь на покое, он не оставлял занятий библеистикой, к-рая была гл. Предметом его интересов. Ученики П., мн. Иерархи и клирики Рус. Правосл. Церкви, сохранили о нем добрую память. Митр.*Филарет Дроздов( высоко ценил его экзегетич. И исагогич. Работы. О книге Иова, ПО, 1864, т. XV, ( 11-12. О происхож..

Дополнительный поиск Писарев Писарев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Писарев" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Писарев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа