Пискатор
IПиска́тор (Piscator) Николас Иоаннис [собственно — Висхер (Visscher) Клас Яне Младший] (около 1586, Амстердам,— 19.6.1652, там же), голландский издатель и гравёр. Среди изданий П.— карта Московии (1631) и «Лицевая библия» («Theatrum biblicum», 1650, и др. Изд.) с резцовыми гравюрами по рисункам нидерландских художников. «Лицевая библия» во 2-й половине 17 — начале 18 вв. Использовалась в русских и украинских гравюрах и стенных росписях как иконографический источник, а также служила учебным пособием. Лит. Сачавец-Федорович Е. П., Ярославские стенописи и библия Пискатора, в сборнике. Русское искусство XVII в., Л., 1929, с. 85—108.IIПиска́тор (Piscator) Эрвин (17.12. 1893, Ульм,— 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), немецкий режиссёр.
В 1919 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кенигсберге театр «Трибунал», в 1920—1921 — в Берлине «Пролетарский театр», поставил в нём написанную совместно с труппой пьесу «День России» (1920), призывавшую к поддержке Советской России. В 1923—24 руководил Центральным театром, где поставил «Мещан» Горького, «Настанет время» Роллана (обе в 1923). По заданию Коммунистической партии создал политические обозрения «Ревю Ротер Руммель» (1924) и «Несмотря ни на что» (1925). В 1924—27 режиссёр театра «Фольксбюне», осуществил постановки «На дне» Горького (1927) и пьес прогрессивных немецких драматургов. «Кто плачет о Юкенаке» Рефиша (1925), «Пьяный корабль» Цеха (1926), «Буря над Готландом» Велька (1927).
Открыл в Берлине Театр Пискатора (работал в 1927—1932 с перерывами), в репертуар которого вошли антиимпериалистические и антивоенные пьесы Э. Толлера, Ф. Вольфа, В. Н. Билль-Белоцерковского и др. В 30-е гг. Член исполнительного комитета Международного рабочего театрального союза, в 1934 — его президент. Деятельность П. Имела большое значение для развития революционного театра и антифашистской драматургии 20-х — 30-х гг. Он один из первых выдвинул и осуществил идею политического театра, призванного стать боевым оружием в борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-исторических явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определило новые режиссёрские приёмы.
П. Вводил в спектакль кинохронику, фотомонтаж, разворачивал действия одновременно на нескольких площадках, используя новые сценические конструкции — движущиеся дорожки, сегментную сцену и др. После прихода к власти нацистов (1933) П. Эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем во Франции, США. С 1947 ставил спектакли в Мангейме, Мюнхене и др. Городах. С 1962 художественный руководитель театра «Фрайе фольксбюне» (Западный Берлин). Среди постановок. «Наместник» Хоххута (1963), «По делу Роберта Оппенхаймера» Кипхардта (1965), «Дознание» Вайса (1965), «Восстание офицеров» Кирста (1966) и др. Автор инсценировки романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, поставленной им в нескольких немецких театрах. Соч. Schriften, Bd 1—2, В., 1968.
Лит. Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.— М., 1933. Лацис А. Э., Революционный театр Германии, пер. С нем., М., 1935. Lhering Н., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1—3, В., 1958—61. И. Я. Новодворская..
Дополнительный поиск Пискатор
На нашем сайте Вы найдете значение "Пискатор" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пискатор, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа