Плакат

83

IПлака́т (нем. Plakat, от франц. Placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) 1) разновидность Графики. 2) Единичное произведение искусства. Лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П. Является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. П. Называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. И т.п. П. Должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. Источников информации.

Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, П. Использует ряд специфических художественных средств. В П. Могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов. Важную роль в П. Играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств П. Иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих П. На международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера.

Появление П. (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (См. Литография) (в т. Ч. Цветной) позволило издавать красочные П. Быстро и большими тиражами. Рекламный П. Возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. В результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный П. Часто по традиции называется афишей).

Ведущая роль в развитии П. В конце 19 в. Принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка П. Обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство П. Конце 19 — начале 20 вв. Состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «Модерн», отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистический характер. С начала 1910-х гг. П. Постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О.

Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы «картинного» и «предметного» П. В рекламном П. Определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. В Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран). Художественное своеобразие и стилистические особенности П. (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы П., которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр.

С 1920—30-х гг. П. Стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. Появился политические П., лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических П. Были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный П. (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие П. (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг.

Развитие политического П. В Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты П., изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские П. В Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), П. В защиту республики Испании. В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские П., в послевоенные годы — П. В защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически П. 1920—70-х гг. Во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному П.).

На эволюцию П. Повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. В дореволюционной России, где отсутствовали элементарные буржуазно-демократические свободы, политический П. Не мог существовать. Слабо был развит и рекламный П. Высокохудожественные образцы театрального и выставочного П. Создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов. Советский политический П. Родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка (См. Лубок), Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. Создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали П.

Подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть. В те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П. — «Окна РОСТА». В 20-х — начале 30-х гг. Важную роль в развитии советского П. Сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941— 45 П. Был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом. В этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского П. Сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над П. Коллективы «Окон ТАСС» (См. Окна ТАСС) и «Боевого карандаша» (См.

Боевой карандаш), а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, В. А. Серов и др. Со 2-й половины 1940-х гг. Более интенсивно стало развиваться искусство П. В союзных республиках. В 1960—70-е гг. Наряду с политическим особенно широкое распространение получили П. Кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, П. По безопасности труда (работы Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство ЦК КПСС «Плакат». Лит. Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922. Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн. Художественная культура Запада, М.— Л., 1928. Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны.

1918—1921. [Библиографический указатель и исследование], М., 1960. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962. [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917—1932, [М., 1972] (на рус., англ. И нем. Яз.). Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]. Hillier B., Histoire de l'affiche, P., [1970]. Sehindler H., Monographie des Plakats, Münch., [1972]. М. Л. Иоффе. А. А. Апсит. Плакат «Грудью на защиту Петрограда!». 1918. Д. С. Моор. Плакат «Врангель ещё жив, добей его без пощады». 1920. Э. Р. Вайс (Германия). Реклама журнала. 1899. Джон Хартфилд (Германия). Антифашистский плакат «Кровь и железо». 1934. М. М. Черемных. Плакат «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!».

1938. Н. П. Акимов. Театральный плакат. 1930. Выставочный плакат. 1970. В. С. Иванов. Плакат «На Запад!». 1943. А. А. Дейнека. Плакат «Физкультурница». 1933. А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923. А. М. Родченко. Киноплакат. 1929 (?). И. Богданов (Народная Республика Болгария). Эскиз плаката «Универсиада». 1960. Е. С. Цвик. Плакат «Сохраним памятники культуры!». 1967. Т. Трепковский. «Нет!». 1952. И. Тоидзе. «Родина-мать зовет!». 1941.IIПлака́т («Плака́т»,) специализированное издательство ЦК КПСС. Основано в 1974. Находится в Москве. Ежегодно издаёт около 500 политических плакатов (в т. Ч. Тематические комплекты-выставки), а также все виды печатной наглядной агитации. Общий годовой тираж всех изданий свыше 300 млн. Экземпляров. Многие издания распространяются по подписке. При издательстве создан научно-методический центр, в задачи которого входит проведение социологических исследований эффективности изобразительной агитации и пропаганды.

Издательство регулярно устраивает Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат..

Значения в других словарях
Плазмоцитома

заболевание системы крови опухолевой природы. То же, что Миеломная болезнь.. ..

Плакантиклиналь

пологое округлое или овальное (часто расплывчатых очертаний) поднятие слоев осадочного чехла в пределах континентальных платформ. Термин введён Н. С. Шатским в 1945 для поднятий, развитых в пределах Волго-Уральской нефтегазоносной области Восточно-Европейской платформы.. ..

Плакетка

(франц. Plaquette, уменьшительное от plaque — пластинка, дощечка) 1) произведение медальерного искусства (См. Медальерное искусство), отличающееся от обычной медали прямоугольной (или близкой к прямоугольнику) формой. 2) Пластинка (из металла, керамики и др. Материалов) с рельефным изображением, предназначенная для украшения мебели, бытовых предметов и т.д. Плакетка. Зейле В. «Скульптор К. Земдега». Бронза, литьё. 1964.. ..

Плакирование

(от франц. Plaquer — накладывать, покрывать) нанесение на поверхность металлических листов, плит, проволоки, труб тонкого слоя др. Металла или сплава термомеханическим способом. Осуществляется в процессе горячей прокатки (например, П. Листов и плит) или прессования (П. Труб). П. Может быть одно- и двусторонним. Применяется для получения Биметалла и Триметалла, для создания антикоррозийного слоя алюминия на листах, плитах, трубах из алюминиевых сплавов, нанесения латунного покрытия на листы стали..

Плакат

"ПЛАКАТ" - издательство. См. "Панорама".. ..

Плакат

(нем.). 1) плакатный паспорт. Вид на жительство, выдаваемый из уездного казначейства податному сословию, для отлучек из постоянного места жительства. 2) объявление, отпечатан. Крупными буквами для улиц.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) отпечатанное крупн. (плакатным) шрифтом объявление или распоряжение, вывешиваемое на улицах, на особых, для того предназначаемых столбах, на заборах и т. Д. 2) прежнее название паспорта.(Источник. "Слова..

Плакат

М. Паспорт для людей податного сословия. Годовой плакатный паспорт.. ..

Плакат

1. М.1) Художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям.2) а) Лист бумаги, полоса ткани и т.п. С призывом, лозунгом.б) Объявление, написанное на чем-л.2. М. Устар.Паспорт, выдававшийся крестьянам и мещанам (в Российском государстве до 1917 г.).. ..

Плакат

ПЛАКА́Т -а. М. [нем. Plakat]. ..

Плакат

-а, м. Настенный лист — крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом. II прил. Плакатный, -ая, -ое. Плакатная живопись. Плакатная манера (перен. О ярком, простом и броском изображении).. ..

Плакат

Плаката, м. (латин. Placatum - свидетельство). 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-н. Или рекламы. Плакаты кинофильмов. || Агитационный рисунок с кратким текстом. Революционный плакат. Плакат Маяковского. || Вообще большое объявление о чем-н. 2. Паспорт, выдававшийся представителям податных сословий (мещанам, крестьянам. Истор. Офиц.).. ..

Плакат

Заимствовано из немецкого, где Plakat является переоформлением французского plaque, имеющего значение "дощечка".. ..

Плакат

Заимств. В Петровскую эпоху из нем. Яз., где Plakat <. Франц. Placard, суф. Производного от ст.-франц. Plaquier «приклеивать». Плакат буквально — «приклеенное» (воззвание).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Плакат

Плака́т впервые при Петре I, 1704 г. См. Христиани 30. Смирнов 227. Через нов.-в.-н. Рlаkаt – то же (с ХVI в. См. Шульц–Баслер 2, 547 и сл.) из франц. Рlасаrd "афиша, плакат", ср.-нидерл. Рlасkаеrt, нидерл. Рlаkkааt от ст.-франц. Plaquier "приклеивать" (Клюге-Гётце 448).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Плакат

        (нем. Plakat от франц. Placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разн..

Плакат

- вид агитационных печатных материалов. Представляет собой листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. По знаковой природе плакаты могут быть изобразительными (содержащими рисунок, фотографию, монтаж, коллаж или другое специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста) и текстовыми (содержащими только текст). (См. Словарь издательских терминов. М. Книга, 1983. С...

Плакат

- вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом для рекламных, агитационных, учебных целей.. ..

Плакат

Крупноформатное (листовое) издание (обычно в виде рисунка, изображения, сопровождаемого кратким текстом), выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения.. ..

Дополнительный поиск Плакат Плакат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плакат" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плакат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа