Повесть
(англ. Tale, франц. Nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung) одна из эпических жанровых форм художественной литературы. Её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. Литературы, термин «П.» применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи («Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть о Петре и Февронии, «Повесть о Фроле Скобееве». См. Повести древнерусские) и вне зависимости от их жанрового содержания. Все они невелики по объёму. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин «роман», жанровые обозначения прозаического произведения потеряли чёткость. Произведения, близкие по объёму, назывались по-разному (Ф.
А. Эмин назвал своего «Мирамонда» романом, а М. М. Херасков своего «Полидора» — П.). После Н. М. Карамзина П. Осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман — как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает «Повести Белкина», но называет романом «Капитанскую дочку»). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение. Он называет П. «распавшимся на части. Романом», «главой, вырванной из романа». С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаических произведений — Рассказов (часто «очеркового» склада), понятие «рассказ» заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление. «рассказ» — малая форма эпической прозы, «повесть» — её средняя форма, «роман» — большая.
Оно преобладает и доныне. Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что «форма» повести «может вместить в себя» и «лёгкий очерк нравов», «саркастическую насмешку над человеком и обществом», но и «глубокое таинство души», «жестокую игру страстей». Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же — пусть «среднего» — объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание. Или нравоописательное («насмешка над человеком и обществом»), или романическое («таинство души», «игра страстей»). А возможно и третье — содержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть «повести» трёх разновидностей жанрового содержания. «Повесть о том, как поссорились...» — «Портрет» — «Тарас Бульба».
В творчестве А. П. Чехова есть такие «повести», которые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами («Три года», «Моя жизнь»). С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения — эпические «поэмы», не имеющие возвышенной направленности, называют «повестями», что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении. Лит. Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. Собр. Соч., т. 1, М., 1953. Его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954. Кожинов В. В., Повесть, в кн. Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. Поспелов Г.
Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152—189. Г. Н. Поспелов.
Дополнительный поиск Повесть
На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа