Повесть

84

(англ. Tale, франц. Nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung) одна из эпических жанровых форм художественной литературы. Её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. Литературы, термин «П.» применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи («Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть о Петре и Февронии, «Повесть о Фроле Скобееве». См. Повести древнерусские) и вне зависимости от их жанрового содержания. Все они невелики по объёму. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин «роман», жанровые обозначения прозаического произведения потеряли чёткость. Произведения, близкие по объёму, назывались по-разному (Ф.

А. Эмин назвал своего «Мирамонда» романом, а М. М. Херасков своего «Полидора» — П.). После Н. М. Карамзина П. Осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман — как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает «Повести Белкина», но называет романом «Капитанскую дочку»). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение. Он называет П. «распавшимся на части. Романом», «главой, вырванной из романа». С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаических произведений — Рассказов (часто «очеркового» склада), понятие «рассказ» заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление. «рассказ» — малая форма эпической прозы, «повесть» — её средняя форма, «роман» — большая.

Оно преобладает и доныне. Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что «форма» повести «может вместить в себя» и «лёгкий очерк нравов», «саркастическую насмешку над человеком и обществом», но и «глубокое таинство души», «жестокую игру страстей». Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же — пусть «среднего» — объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание. Или нравоописательное («насмешка над человеком и обществом»), или романическое («таинство души», «игра страстей»). А возможно и третье — содержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть «повести» трёх разновидностей жанрового содержания. «Повесть о том, как поссорились...» — «Портрет» — «Тарас Бульба».

В творчестве А. П. Чехова есть такие «повести», которые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами («Три года», «Моя жизнь»). С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения — эпические «поэмы», не имеющие возвышенной направленности, называют «повестями», что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении. Лит. Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. Собр. Соч., т. 1, М., 1953. Его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954. Кожинов В. В., Повесть, в кн. Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. Поспелов Г.

Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152—189. Г. Н. Поспелов.

Значения в других словарях
Повести древнерусские

литературные произведения (11—17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе Киевской Руси (См. Киевская Русь) были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром. Повесть «О Варлааме и Иоасафе». Воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. «Александрия». «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об ..

Повестка судебная

в СССР письменное официальное извещение о вызове в суд. К П. С. Приравнивается также телефонограмма или телеграмма. В П. С. Указывается. Кто, в каком качестве, куда, к кому и на какое время вызывается, а также последствия неявки (например, свидетель может быть подвергнут приводу, обвиняемому изменена мера пресечения на более строгую и т.д.). Повесткой оформляется также вызов граждан к следователю (лицу, производящему дознание). ..

Повесть временных лет

(«По́весть временны́х лет»,) общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. И положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник «П. В. Л.» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «П. В. Л.», и Ипатьевская Летопись, где отразилась 3-я редакция «П. В. Л.». В списках некоторых летописных сводов составителем «П. В. Л.» назван монах ..

Повидло

(от польск. Powidła) пищевой продукт, полученный увариванием фруктовых и ягодных пюре с сахаром (обычно от 1 до 1,8 части пюре на 1 часть сахара). К пюре с низкой естественной кислотностью иногда добавляют лимонную или др. Пищевую кислоту. Готовое П. Содержит влаги не более 34%, сахара не менее 60%. Калорийность 250—260 ккал/г. Наиболее распространена выработка П. Яблочного, абрикосового, вишнёвого, сливового, клюквенного, грушевого.. ..

Повесть

ПОВЕСТЬ - прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И. С. Тургенева. "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына. "Старик и море" Э. Хемингуэя).. ..

Повесть

ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет> сосредоточен вокруг главного героя, личность> и судьба> которого раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И.С. Тургенева. "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына. "Старик и море" Э. Хемингуэя).. ..

Повесть

Род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. Менее значительна и по размерам, и по содержанию, но нельзя утверждать, что П. Всегда меньше романа. "Вешние воды" больше "Рудина", а между тем, первое произведение сам автор с полным правом назвал П., второе — романом. Существенно здесь различие предмета и отчасти манеры. Эпическая широта романа, законченная биография героя на социально-исторической основе, плавное, медленное развитие, ос..

Повесть

-и, род. Мн. -е́й, ж.. ..

Повесть

См. Книга.... ..

Повесть

Прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И. С. Тургенева. "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына. "Старик и море" Э. Хемингуэя).. ..

Повесть

Ж.1) Рассказ о последовательном ходе событий.2) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.. ..

Повесть

ПО́ВЕСТЬ -и. Мн. Род. -ей. Ж.. ..

Повесть

-и, мн. -и, -ей, ж. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Л. Пушкина "Метель". 2. То же, что повествование (устар.). II уменьш. Повестушка, -и, ж. (к 1 знач., прост.).. ..

Повесть

Повести, мн. Повести, повестей, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.. ..

Повесть

Это слово образовано суффиксальным способом от глагола повъдъти – "рассказать", образованного в свою очередь префиксальным способом от въдъти, легшего в основу таких современных слов, как повестка, ведьма и др.. ..

Повесть

Общеслав. Суф. Производное (суф. -ть, см. Весть) от pověděti «рассказать», преф. Образования от věděti. См. Ведать, свидетель. Повесть буквально — «рассказ».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Повесть

ПОВЕСТЬ - широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь. Говорить о П. Как о едином жанре в древней и новой литературе совершенно невозможно. Неопределенность термина «П.» осложняется еще двумя специфическими обстоятельствами. Во-первых, для нашего термина «П.» нет точно соответствующих терминов в зап.-европейских языках. Немецкому «Erzahlung», фра..

Повесть

ПО´. ..

Повесть

- средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. Больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.. ..

Повесть

— прозаический жанр нечеткого объема, средний между романом и рассказом, с тяготением к хроникальному сюжету.. ..

Дополнительный поиск Повесть Повесть

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа