Подражание

91

понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. — мимезиса — была всесторонне разработана в античной эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистическому учению Платона, искусство подражает не миру вещей, а миру идей. Это П. Является слабым и неполным отблеском абсолютной красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистическую концепцию П. Как сущности искусства. Все виды искусства по природе своей являются подражательными. П. Имеет две функции. Познавательную и эстетическую. С помощью П. Люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие — даже в том случае, если предмет П.

Сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. Природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в Стоицизме и эпикурейской школе. Для античной эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда античной философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи. Художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художественного П. Вырабатывается эстетикой Неоплатонизма. У Плотина искусство подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным Эйдосам — прообразам и формам всех вещей, мировому уму (Нусу) или деятельности демиурга.

В средневековой христианской эстетике, рассматривающей искусство как несовершенный чувственный отблеск идеальной божественной красоты мира, преобладает аллегорическое и символическое толкование искусства. Подобно Плотину и неоплатоникам, средневековые философы видят в искусстве П. Не «прекраснейшему космосу», а божественному началу, или идеальному «архетипу» вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи. Представление об искусстве как «зеркале» природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберты (См. Альберти), А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. Как принцип творчества. Художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей (например, Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома).

Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с «божественным» энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. Становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого искусства вообще — не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. Выступил Ф. Патрици. В своей «Поэтике» (1586) он в духе идей Маньеризма противопоставил понятия «П.» и «выражение», считая, что именно выражение внутреннего духовного мира художника является отличительной особенностью поэзии и искусства вообще. Это противопоставление П. И выражения выдвигалось в 17 в. В эстетике Барокко, а в дальнейшем — эстетикой «Бури и натиска» в Германии и эстетикой немецкого и французского Романтизма.

Широкое распространение принцип П. Получает в эстетике Классицизма, которая понимала его как П. Рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в искусстве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. Наиболее отчётливо формулируется английским философом Э. Бёрком, согласно которому П. Наряду с симпатией составляет одну из главных социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. Природе развивали А. Баумгартен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. Подвергается глубокой критике в эстетике немецкого классического идеализма. По И. Канту, «гениальность» противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не искусство подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, которые обнаруживаются в художественной деятельности.

Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектического понимания художественного творчества в концепции П., преодолевает историческую ограниченность последней (созерцательность и т.п.) в своём учении об искусстве как отражении действительности. Лит. Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204—36. Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969. Panofsky Е., Idea, Lpz.-B., 1924. Verdenius W. J., Mimesis. Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949. Koller H., Die Mimesis in der Antike, Bern, 1954. В. П. Шестаков. П. В психологии — копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения (См. Поведение).

Наиболее примитивные формы П. Наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (например, взлёт стайки птиц при стремительном взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. У животных относятся к имитационному научению (См. Научение), при котором происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. Животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и некоторые др. Животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать некоторые задачи (например, выполнить в эксперименте определенные движения.

Приводящие к овладению приманкой). П. Играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. У человека качественно отличается от П. У животных. По Л. С. Выготскому (См. Выготский), П. «...есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще» («Развитие высших психических функций», М., 1960, с. 179), который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспитательная роль П. Сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев литературных произведений.

Сознательное П. Подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. В художественном творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биологического П., как взаимная стимуляция (например, «заразительный» кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.). Лит. См. При статьях Поведение, Этология. К. Э. Фабри.

Значения в других словарях
Подпространство

(математическое) множество P' элементов пространства (См. Пространство) Р, которое само является пространством в том же смысле, что и пространство Р. Например, всякое множество элементов метрического пространства есть метрическое П. В трёхмерном векторном пространстве R3 любая прямая или плоскость являются соответственно П. R1 и R2 пространства R3. ..

Подпятник

упорный подшипник, опора вращающихся деталей машин, воспринимающая только осевые нагрузки. Различают П. Скольжения, у которых трущиеся поверхности разделены слоем смазки, и П. Качения, имеющие шарики или ролики. См. Подшипник. ..

Подразделение

войсковая единица, имеющая постоянную организацию и однородный состав и входящая в более крупное подразделение или воинскую часть. П. Являются. Отделение, взвод, рота (батарея, звено), батальон (дивизион, эскадрилья), кроме отдельного. ..

Подрамник

подрамок, остов в виде рамы, на который натягивается полотно для работы над картиной. Законченная картина на П. В свою очередь вставляется в раму (отсюда происхождение слова «П.»). ..

Подражание

ПОДРАЖАНИЕ - 1) философско-эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т. П.). Получило особое распространение в эстетике Возрождения и классицизма 17-18 вв.2) В психологии и социологии - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.. ..

Подражание

Литературное произведение (почти всегда — стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному писателю (у Пушкина. "Подражание А. Шенье") или целой литературе (у Байрона. "П. Португальскому"). Стремление сохранить какие-либо характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным жанрам — напр. Пастиччио, пародии. Но от последней П. Отличается по цели, так как не заключает насмешки над оригиналом. Оно стремится передать известные творческие мотивы в той форме, в какую..

Подражание

-я, ср.. ..

Подражание

• рабское подражание. ..

Подражание

Воспроизведение, копия, пародия, плагиат.. ..

Подражание

1) философско-эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т. П.). Получило особое распространение в эстетике Возрождения и классицизма 17-18 вв. 2) В психологии и социологии - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.. ..

Подражание

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Подражать.2) То же, что. Подражательство.. ..

Подражание

ПОДРАЖА́НИЕ -я. Ср.. ..

Подражание

-я, ср. I. См. Подражать. 2. Произведение, подражающее какому-н. Образцу. Литературное п. Народной сказке. Жалкое п.. ..

Подражание

Подражания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Действие по глаг. Подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что-н. В подражание чему-н. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой-н. Образец. Подражание мрамору.. ..

Подражание

ПОДРАЖА´. ..

Подражание

ПОДРАЖАНИЕ. ..

Подражание

(англ. Imitation) - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. Субъекта. Син. Имитация, мимезис. П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. - Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. Предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усв..

Подражание

— эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе, копирование образцов, движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности, а также литературное произведение, сознательно воспроизводящее некоторый образец.. ..

Подражание

- воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.. ..

Подражание

Как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам. Оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, мод и т. Д. «Все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, – все они оставались бы не раскрытыми для..

Подражание

Следование к.-л. Примеру, образцу. Воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. Субъекта. В развитии ребёнка П. — один из путей усвоения обществ, опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребёнок раннего и дошк. Возраста усваивает по П. Предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.Усвоение по П. Предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном ..

Дополнительный поиск Подражание Подражание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Подражание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Подражание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа