Политехническое образование
в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания. Предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся. Способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки. Идея П. О. Впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение П. О. С производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания в эпоху социализма и единственным средством для формирования всесторонне развитых людей.
В условиях капитализма П. О. Не получает развития, т.к. Буржуазное общество более заинтересовано в подготовке односторонне специализированных работников. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую П. О., как одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о П. О. Получили развитие в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все учебные дисциплины, изучаемые в школе.
Что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практической деятельностью и особенно с обучением труду. П. О. В соединении с умственным и физическим воспитанием впервые начало осуществляться в сов. Общеобразовательной школе. С научными основами современного производства учащихся знакомятся главным образом в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, производства. Выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательную активность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытия действия законов природы на практике. Развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими приборами и инструментами.
Ознакомлении с реальным производством). Ведущая роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производственных отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного цикла. Раскрытие объективных законов развития общественных отношений, ведущей роли и места рабочего класса в создании материальных и духовных ценностей. Изучение истории социалистического общества. Ознакомление с основами экономики, с организацией современного производства и структурой народного хозяйства, с задачами коммунистического строительства. Выбор таких методов учебной работы, которые обеспечивают формирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомление с научными основами производства и производственных отношений осуществляется также на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях (См.
Внешкольные учреждения). Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание предмета «Трудовое обучение». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в трудовом воспитании (См. Трудовое воспитание) играет участие школьников в общественной трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности).
С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. Принцип политехнизма в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Принцип политехнизма является одним из основных принципов построения учебно воспитательной работы средней школы и в др.
Социалистических странах. Лит. Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16. Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4. Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 41. Его же, Директивы ЦК коммунистам — работникам Наркомпроса. Там же, т. 42. Его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же. Его же, Предисловие к книге И. И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства», там же, т. 45. Крупская Н. К., Народное образование и демократия. Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957. Её же, Трудовое воспитание и политическое образование, там же, т. 4, М., 1959. Луначарский А. В., Основные принципы единой трудовой школы, в сборнике.
А. В. Луначарский о народном образовании, М., 1958. Блонский П. П., Трудовая школа, ч. 1—2, М., 1919. Шабалов С. М., Политехническое обучение, М., 1956. Проблемы политехнического образования, М., 1972. В. Г. Зубов.
Дополнительный поиск Политехническое образование
На нашем сайте Вы найдете значение "Политехническое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Политехническое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 27 символа