Полифония
(от Поли. И греч. Phone— звук, голос) вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. Противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. Складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие. В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают. Подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков. Она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов.
Имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос. На этом принципе основаны формы Канона и фуги (См. Фуга). Контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы. Этот род П. Синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов. В музыке 18—20 вв. Эти виды П. Порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др. Формы П. Начиная с 12—13 вв. Сильно менялись. Выделяются эпохи П. Строгого стиля с вершиной в творчестве Дж.
Палестрины (См. Палестрина) и П. Свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. Занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. Связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. Получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена. Лит. Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959.
Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965. Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. Его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965. Prout E., Counterpoint. Strictandfree, L., 1890. Riemann H., Groβe Kompositionslehre. Bd 1—2, B. — Stuttg., 1903. Вл. В. Протопопов.
Дополнительный поиск Полифония
На нашем сайте Вы найдете значение "Полифония" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полифония, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа