Поэма

130

(греч. Póiema) крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. Называют также древнюю и средневековую эпопею (См. Эпопея) (см. Также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. Развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей П. Героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П.

С романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. На всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. Ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. С романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере — «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. Выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П.

(«Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху Романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П. «Вершинные» в эволюции жанра романтической П. Произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне). Во 2-й половине 19 в. Очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. В реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).

В П. 20 в. Интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого). В сов. Поэзии бытуют различные жанровые разновидности П. Возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского). П. Лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского). П. Как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии.

«Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета. Лит. Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971. Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924. Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971. Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956. Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964. Bowra С., Heroic poetry, L., 1952. Е. М. Пульхритудова..

Значения в других словарях
Поэзия

(греч. Póiesis) в широком смысле вся художественная Литература (в 20 в. Термин употребляется редко). В узком — стихотворные произведения (см. Стих) в их соотнесенности с художественной прозой. См. Поэзия и проза. ..

Поэзия и проза

(поэзия. Греч. Póiesis, от poiéo — делаю, творю. Проза. Лат. Prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперёд, ср. Лат. Versus — стих, буквально— повёрнутый назад) два основных типа организации речи художественной (См. Речь художественная), внешне различающиеся в первую очередь строением Ритма. Ритм поэтической речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим членением (см. Стих). Прозаическая художественная речь расчленяетс..

Поэтика

(от греч. Poietike — поэтическое искусство) термин, имеющий два значения. 1) совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы (реже кино, театра), — его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи (в этом смысле говорят о П. Кино, драмы или романа, П. Романтизма, А. С. Пушкина, «Войны и мира» Л. Н. Толстого и т.д.). 2) одна из дисциплин литературоведения (См. Литературоведение), включающа..

Поэтическая речь

совокупность особенностей речи как орудия художественного творчества и предмета художественного восприятия. То же, что Речь художественная. Иногда П. Р. Называют стихотворную речь, т. Е. Художественную речь, организованную по законам стиха (см. Поэзия и проза). В узком смысле П. Р. Или «поэтическим языком» называют специфический язык поэзии до нового времени, использующий лексику, фразеологию и синтаксис, почти не применяемые в иных сферах речи (например, древнеисландская, классическая персидск..

Поэма

ПОЭМА (греч. Poiema) - 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьб..

Поэма

ПОЭМА (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что указывает на эпическую природу жанра поэмы по ее происхождению и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирических и эпических нача..

Поэма

(греч., этимол. Смотр. Предыд. Слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой-нибудь общественный слой.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Poiema, этимологию смотр. Поэзия. Поэтическое повествование о каком-нибудь событии.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)рассказ в..

Поэма

См. Книга.... ..

Поэма

Ж.1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах.б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.. ..

Поэма

ПОЭ́МА -ы. Ж. [греч. Poiēma]. ..

Поэма

-ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". 2. Перен. О чём-н. Возвышенном, прекрасном. П. Любви. П. Весны. II прил. Поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Поэма

(по), поэмы, ж. (греч. Poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. Крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души"...

Поэма

Заимствование из французского, где роете восходит к латинскому роета от греческого poiema, образованному от глагола poiein – "делать, творить".. ..

Поэма

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где poëme <. Лат. Poēma, передающего греч. Poiēma суф. Производное от poiein «делать, творить, создавать». Поэт — «творец».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Поэма

Поэ́ма у Тредиаковского и Кантемира, в XVIII в. Еще пии́ма. Первое – через польск. Роеmа (роеmаt) или франц. Роèmе из лат. Роēmа. Пиима – непосредственно из первоисточника этих слов – греч. Ποίημα "(поэтическое) творение".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Поэма

ПОЭМА (греч. Poiein - «творить», «творение». В немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем с русским «эпос») - литературный жанр.ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. - Обычно П. Называют большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, в отличие от безымянной «народной», «лирико-эпической» и «эпической» песни и стоящей на грани между песнями и П. - полубезымянной «эпопеи». Однако личный характер П. Не дает д..

Поэма

ПОЭ´. ..

Поэма

- (от греч. Poiema - творение) - лиро-эпический жанр. Крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике). Например. Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составля..

Поэма

(франц. Poиme, греч. Poinma, от poieo - делаю, творю). 1) Инстр. Пьеса лирико-драм. Или лирико-повествоват. Характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фп. Или для к.-л. Струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. Для скрипки и фп. Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (П. Для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для П. Послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы - крупного одночастного программного орк. Произведен..

Поэма

- поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро-эпический. В древности и средние века П. Называли монументальный героический эпос.. ..

Дополнительный поиск Поэма Поэма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поэма" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поэма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа