Программная музыка
род инструментальной музыки. Музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой.
Этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки. Придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. М. Широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр. Простейший вид П. М. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
В П. М. Используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе. Вариационность и связанный с ней принцип Монотематизма, выдвинутый Ф. Листом. Принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз. Объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы. Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. М. Равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
П. М. Известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. М. В 19 в. Во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. М. Внесли и русские композиторы-классики.
Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. М. Находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др. Лит. Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. Отрывки из писем и статей, М., 1952. Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. Соч., т. 3, М., 1952. Лист Ф., Избр. Статьи, М., 1959, с.
271—349. Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963. KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910. Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», [Heft] 1, 1959. Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969. Ю. Н. Хохлов..
Дополнительный поиск Программная музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Программная музыка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Программная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 18 символа