Равель Морис Жозеф
Равель (Ravel) Морис Жозеф (7.3.1875, Сибур, Атлантические Пиренеи, ≈ 28.12.1937, Париж), французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929). Отец Р. ≈ выходец из Швейцарии, мать ≈ испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Уже в студенческие годы создал талантливые произведения. Известность принесла ему «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899). Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, а также Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В своей музыке Р. Развивал принципы импрессионизма С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано ≈ «Игра воды» (1901), «Отражения» (1905), «Признаки ночи» (1908), а также в балете «Дафнис и Хлоя» (либретто М.
М. Фокина, 1911, пост. 1912, Париж). В ряде сочинений Р., постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма «Испанская рапсодия» (1907), комическая опера «Испанский час» (1907, пост. 1911, Париж), популярнейшее «Болеро» для оркестра (1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), «Испанская рапсодия», оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство» (1925, Монте-Карло), хореографическая поэма «Вальс» (1920). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я ч.
≈ «Блюз»), фортепианном концерте для левой руки (1931, написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый мастер оркестра, Р. Создал также замечательные образцы в др. Жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации («Естественные истории» для голоса и фортепиано, на тексты Ж. Ренара, 1906. Вокальные партии оперы «Испанский час» и др.). Музыка Р. Сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам ≈ ясности стиля, чувству меры и красоты. Р. ≈ автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского (1922).═ Во время 1-й мировой войны 1914≈18 Р.
Был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано «Гробница Куперена» (1917), каждая часть которой посвящена одному из них. Р. Был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 дирижировал своими произведениями в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Р. Глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 в.═ Лит. Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959. Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. С франц.], Л., 1962. Крейн Ю., Симфонические произведения М. Равеля, М., 1962. Его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966.
[Равелиана], «Советская музыка», 1962, № 12. Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963. Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970. Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948. Landowski W., М. Ravel, sa vie, son oeuvre, P., 1950. Long М., Au piano avec М. Ravel, P., 1971.═ И. А. Медведева..
Дополнительный поиск Равель Морис Жозеф
На нашем сайте Вы найдете значение "Равель Морис Жозеф" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равель Морис Жозеф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 18 символа