Расизм
совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас (См. Раса) и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. Характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами.
В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16—18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, Р. Служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании. В середине 19 в. Появились первые обобщающие «труды» по Р. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил «высшей» расой светловолосых и голубоглазых арийцев (См. Арийцы), которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее «чистом» виде среди аристократии германских народов.
Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в книге «Типы человечества» (1865) с позиции Полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом (См. Социальный дарвинизм), представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.). В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали Мальтузианство, а также положения евгеники (См.
Евгеника) для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезности искусственного подбора брачных пар для улучшения расы и необходимости принудительной стерилизации лиц, которые будут признаны «генетически неполноценными». Все эти человеконенавистнические утверждения получили особенно широкое распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США. После 1-й мировой войны 1914—18 главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми др. Расами северной или нордийской, расы (см. Нордизм) высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими на германских языках.
Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропагандировался в сочинениях многих немецких лжеучёных, откровенно поддержавших нацизм (Х. Гюнтер и др.). Однако ввиду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи немецкого фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р., ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и слав.
Странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. Азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции. Разгром фашизма нанёс Р. И его кровавой практике сокрушительный удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о «высшей германской расе». После 2-й мировой войны 1939—45 сторонники Р. Пытаются использовать Тесты умственных способностей (см. Коэффициент интеллектуальности) разных расовых групп с целью «доказать» их психическую неравноценность (американские психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условиями труда и быта (например, работа О.
Клайнеберга «Раса и психология», 1956). Р. Используется в современных капиталистических странах (особенно в ЮАР, Родезии) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации (См. Сегрегация), а во многих случаях и Геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. Как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев. В ЮАР и Родезии существуют законы и активно осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие общению и заключению браков между белыми, с одной стороны, чёрными и цветными — с другой. Политика сегрегации и Апартхейда, проводимая в этих странах, сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями противников Р. Из 22 млн. Чел. Населения ЮАР (1970) только белые (3,8 млн., около 20% населения) являются полноправными гражданами, остальные же — африканцы, «цветные» (метисы) и выходцы из Азии (главным образом индийцы) — подвергаются юридически закрепленной дискриминации во всех сферах труда и быта.
Аналогичное положение характерно и для Родезии, где Р. Объявлен официальной идеологией, призванной увековечить господство европейского меньшинства (менее 300 тыс. Чел.) над африканским большинством (свыше 4 млн. Чел.). Во многих других странах различные разновидности Р. Используются для обоснования всевозможных националистических концепций, разжигания вражды между народами. До краха фашистской диктатуры в Португалии (1974) расовой дискриминации подвергалось коренное африканское население Анголы, Мозамбика и Гвинеи-Бисау. Антинаучный миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение Сионизмом. В Канаде расовой дискриминации подвергаются эскимосы, индейцы и выходцы из Африки, в Австралии — сохранившиеся в этой части света (около 80 тыс.
Чел.) аборигены. В Великобритании после 2-й мировой войны 1939—45 усилилась дискриминация «цветных» иммигрантов из стран Британского содружества, число которых в 1974 составляло свыше 1,5 млн. Чел. Смыкаясь с идеологами империализма, маоисты для обоснования своей великодержавной политики пропагандируют теорию о расовом единстве народов Азии и исключительности Китая, якобы призванного быть гегемоном мировой истории. Общественно-политическая и научная борьба со всеми разновидностями Р. Развернулась, как только стали появляться расистские сочинения. Активное участие в ней приняли передовые общественные деятели, писатели и учёные всех стран. Фактические материалы, накопленные различными общественными и естественными науками, антропологией, этнографией и др.
Дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологические и физиологические признаки, по которым выделяются расы, малосущественны для общей биологической эволюции и исторического развития человечества. Исторический опыт свидетельствует, что социально-экономический и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, народы которого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существовании «высших» и «низших» рас и о расовой обусловленности исторического процесса. Против Р. Свидетельствуют также экономические и культурные успехи др. Социалистических государств Европы, ДРВ, КНДР, Кубы, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, население которых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними.
По решению 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в память жертв расстрела в 1960 в Шарпевиле и др. Городах ЮАР мирных демонстраций африканцев ежегодно 21 марта проводится международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Созванные ЮНЕСКО совещания экспертов-специалистов в Москве (1964) и Париже (1967) осудили все виды Р. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает «твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества» [Документ A (RLS) 2646 (XXV), 4, ХП, 1970]. 1971 был объявлен Международным годом согласованных действий против всех видов расовой дискриминации, а 1974—84 — десятилетием максимально эффективной борьбы с Р.
Борьба с Р. — неотъемлемая часть политической и идеологической борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, между империалистами и народами, недавно завоевавшими государственную самостоятельность. Лит. Наука о расах и расизм. Сб. Ст., М. — Л., 1938. Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. Ст., М., 1951. Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Расизм и его социальные корни, в книге. Антропология, М., 1963. Против расизма. [Сб. Ст.], М., 1966. Документы обличают расизм, М., 1968. «Нет!» — расизму, М., 1969. Народы против расизма, М., 1970. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Общественное развитие человечества и расы, в их книге. Народы, расы, культуры, М., 1971. Расы и народы, в. 1—5, М., 1971—74.
Уинстон Г., Объединить усилия в борьбе с расизмом, «Проблемы мира и социализма», 1974, № 5. Reces and peoples. Contemporary ethnic and racial problems, Moscow, 1974. Н. Н. Чебоксаров..
Дополнительный поиск Расизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Расизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Расизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 6 символа