Репин

92

Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, — 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского (См. Крамской) и в петербургской АХ [1864—71. В 1873—76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878. См. Передвижники). Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Р. Сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников (См. Артель художников), а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем.

В 1860-е гг. Р. Работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, — над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея. Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, — оба в Русском музее). В эти годы Р. Создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Р. Выступает как художник-демократ. Он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Р. Наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. Пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей, см. Илл.). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. Передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. Стала новым явлением в русской живописи. Жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества — народ.

Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Р. Ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874—75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. Написал картину «Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. Пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева. «Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская галерея).

Вернувшись из-за границы, Р. Едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, — оба 1877). В портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Р. Изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 — начале 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой («Проводы новобранца», 1879, Русский музей. «Вечорницi», 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Русский музей).

Эти произведения подготовили Р. К созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной Р. России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. Удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. Дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Р. Стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни.

Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. С 1882 Р. Жил в Петербурге. Конец 1870-х — 1880-е гг. Наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Р. Много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Р.

Создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88, — все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла — «Не ждали» — изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Р. Показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев. Картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Р. Пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.

Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. Придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870—80-е гг. Р. Создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882, см. Илл.), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) — все в Третьяковской галерее. В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого мастерства достигает Р.

В 80-е гг. И в графике, в частности в портретном рисунке. Графическая манера Р. К этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская галерея, и «Невский проспект», 1887, Русский музей, — оба карандаш). В 1880—1900-е гг. Р. Много работает над иллюстрациями. Р. Был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. Привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, Третьяковская галерея). Картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.

Последним значительным историческим произведением Р. Была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—91, Русский музей, см. Илл.), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. Отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Р. Вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Р. Уже не создал картин равных произведениям 1870—80-х гг. Лучшие произведения 1890—1900-х гг. — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.

Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901—03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р. — одна из вершин русского демократического искусства. В 1894—1907 Р. Преподавал в АХ (в 1898—99 — ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Р., живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Р.

Не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Р. Есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Соч. Далёкое близкое, 6 изд., [М.], 1961. Переписка — Репин И. Е. И Крамской И. Н., М. — Л., 1949. Репин И. Е. И Стасов В. В., т. 1—3, М. — Л., 1948—1950. Репин И. Е. И Толстой Л. Н., т. 1—2, М. — Л., 1949. Лит. Репин. [Статьи и материалы], т. 1—2, М. — Л., 1948—49 (Художественное наследство...). Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, М., 1961. Лясковская О. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1962. Грабарь И. Е., И. Е. Репин, т. 1—2, М., 1963—64. Новое о Репине, [Л., 1968]. (По материалам статьи А. А. Федорова-Давыдова и Д. В. Сарабьянова из 2-го издания БСЭ.) И.

Е. Репин. «Бурлаки, идущие в брод». 1872. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эскиз картины 1878—91. Третьяковская галерея, Москва. И. Е. Репин. А.П. Игнатьев. 1902. Этюд к картине «Торжественное зеседание Государственного совета». Русский музей. Ленинград. И. Е. Репин. «Отказ от исповеди». 1879—85. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. Портрет А.И. Дельвига. 1882. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. «Протодиактон». 1877. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1800—83. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. Портрет М. П. Мусоргского. 1881. Третьяковская галерея. Москва. И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван». 1885. Третьяковская галерея.

Москва. И. Е. Репин. «Мужичок из робких». 1877. Горьковский художественный музей. И. Е. Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь. 1891. Третьяковская галерея. И Е Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—73. Русский музей. Ленинград. И. Е. Репин. Портрет П. А. Стрепетовой. 1882. Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Репетиция

(от лат. Repetitio — повторение) 1) основная форма подготовки спектакля (См. Спектакль) (концерта, эстрадного представления, цирковой программы). Проводится артистами под руководством режиссёра, в музыкальном театре — и дирижёра. В балетном театре Р. Руководит балетмейстер. В процессе многократного исполнения произведения — по отдельным сценам, актам, всего в целом — постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия его идейного содержания, яркого воплощения образов. Существуют Р. — монтиро..

Репешок

репяшок, репейничек (Agrimonia), род растений семейства розоцветных. Многолетние корневищные травы с железистоопушёнными стеблями и непарноперистыми листьями. Цветки 5-членные, жёлтые, в длинных колосовидных кистях. Плод из 1—2 орешковидных плодиков, покрыт крючковидными щетинками. При созревании плоды прицепляются к шерсти животных и к одежде. Около 15 видов, преимущественно в умеренном поясе Северного полушария. В СССР 6—8 видов. Р. Обыкновенный, или аптечный (A. Eupatoria), растет в Европейс..

Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, ‒ 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864‒71. В 1873‒76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878. См. Передвижники. ..

Репино

(до 1948 — Куоккала) посёлок городского типа в Ленинградской области РСФСР, подчинён Сестрорецкому райсовету г. Ленинграда. Расположен на побережье Финского залива. Ж.-д. Станция в 40 км к С.-З. От Ленинграда. Приморский климатический курорт. Дома отдыха, санатории, туристская база. Музей-усадьба И. Е. Репина — «Пенаты».. ..

Репин

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), живописец. Наблюдательность, страстный артистический темперамент, умение использовать позу, жест для образно-эмоциональной характеристики модели, мастерство воссоздания психологической атмосферы события равно выразились в эпически обобщающих сценах народной жизни ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), в картинах, посвящённых судьбам революционеров-народников ("Не ждали", 1884-88), в исторических полотнах ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885. "Запорожцы пиш..

Репин

(Илья Ефимович) — известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный. Родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве, у П. Бунакова. В 1863 г. Поступил в Академию художеств в Петербурге и вскоре оказал большие успехи, так что в 1869 г. Был уже награжден малою золотою медалью за картину, написанную на программу "Иов и его друзья". В 1872 г. Получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира". Во время своего путешествия по Волге в 1..

Репин

Илья Ефимович (1844, Чугуев, ныне Харьковской области – 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области), русский художник, график, теоретик искусства. Родился в семье военного поселянина. Учился в школе топографов в Чугуеве, у местных живописцев. Начинал как иконописец. В 1863 г. Приехал в Санкт-Петербург, поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где занимался под руководством И. Н. Крамского. Обучался в Петербургской академии художеств (1864—71). За программную ..

Репин

Ген.-майор, 1799 г.{Половцов}. ..

Репин

РЕПИН РЕПНИКОВ РЕПНИН РЕПКИН РЕПИНСКИЙЭтнографы свидетельствуют, что Репой на Руси называли крепкого и плотного человека. (Ф) Отчество от старинных русских прозвищ или нецерковных мужских имен Репа и Репня. В Костромском уезде в 1524 г. Документирован крестьянин Репа. Княжеский род Репниных пошел от князя Ивана Михайловича Оболенского по прозвищу Репня. Фамилии связывают со словами репа - 'овощ', репня - 'тюря, похлебка из репы'. Исследователь Ю.К. Редько объясняет украинскую фамилию Репа из реп..

Дополнительный поиск Репин Репин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Репин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Репин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа