Рифма

92

(от греч. Rhythmós — стройность, соразмерность) созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. Подчёркивает границу между Стихами и связывает стихи в строфы (См. Строфа). В поэзии большинства народов Р. Располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р. Предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р. По звуковому составу быть не может. Он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р. — созвучие ударных гласных. В чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.

По месту ударения Р. Делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки. Смежная — по схеме аа бб. (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит. — Пушкин). Перекрёстная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк. — Пушкин). Охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни.

— Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р. — Моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определённое, повторяющееся расположение Р. — один из признаков строфы. В русской поэзии Р. Ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического Параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие. «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В древнерусской. Поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р. Бяше — знаше, отбивает — отгоняет. С 18 в. Начинает цениться Р.

Разнородная, образованная разными частями речи (ночь — прочь и т. П.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р., т. Е. Такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобою — рукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. Тогда называется богатой (повеса — Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемог — не мог). С середины 19 в. В русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Р., в которых заударные гласные не совпадают (воздух — роздых). С начала 20 в. Поэты чаще употребляют неточные Р. Разных типов. Ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облако — около).

Усечённые Р., с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — крест, пламя — память). Составные Р. (до ста расти — старости). Консонансы, в которых ударные гласные различны (норов — коммунаров). Неравносложные Р., в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи — попахивая). Р. Имеет и смысловое значение. Она «. Возвращает вас к предыдущей строке. Заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (Маяковский В. В., Полн. Собр. Соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Р. (её точности или неточности, новизны или традиционности и т. Д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его композиции и стиля. Лит. Жирмунский В. М., Рифма, её история и теория, П., 1923.

Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. Собр. Cоч., т. 12, М., 1959. Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн. Стих и язык. Филологические очерки, М. — Л., 1959. Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958. Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972. Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М., 1973. В. Е. Холшевников..

Значения в других словарях
Рифат Ылгаз

(Rifat llgaz) (р. 1911, Джида), турецкий поэт. Печатается с 30-х гг. Широкую известность принесли ему стихи в журнале «Гюн» («Gün») — органе демократической рабочей партии. Сотрудничал также в газете «Марко-паша» («Marko Paşa»), издаваемой Сабахаттином Али (См. Сабахаттин Али). Стихи поэта отличаются социально-критической направленностью, стремлением осмыслить причины тяжёлой жизни рабочих, крестьян, учащейся молодёжи. Соч. Eglence, Ankara, 1943. Yaşadikça, Ist., 1947. Лит. Фиш Р., Современная т..

Рифей

(от лат. Riphaei montes — Рифейские горы. Так иногда античные географы называли Уральские горы) крупное стратиграфическое подразделение, отвечающее позднему докембрию (См. Докембрий). Представлен комплексом слабо измененных горных пород, имеющих геологический возраст 1650—570 млн. Лет. Сменяется кембрийским периодом [см. Кембрийская система (период)]. Установлен в 1945 советским геологом Н. С. Шатским на Южном Урале. Примерно соответствует верхнему протерозою (см. Протерозойская «группа» (См. Пр..

Рифовые окуни

луциановые (Lutianidae), семейство морских рыб отряда окунеобразных. Челюстные зубы дифференцированы. Спереди — острые хватательные, сзади — притупленные жевательные. 18 родов, объединяющих около 115 видов. Обитают в тропических водах Мирового океана, преимущественно у берегов среди коралловых рифов, мангровых зарослей и скал. Питаются водными беспозвоночными и рыбой. Наиболее многочислен род луцианов (Lutianus) с 69 видами, из которых 45 приурочены к Индийскому океану и западной части Тихого о..

Риформинг

(англ. Reforming, от reform — переделывать, улучшать) промышленный процесс переработки бензиновых и лигроиновых фракций нефти с целью получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов. До 30-х гг. 20 в. Представлял собой разновидность термического Крекинга и проводился при 540 °С и 5—7 Мн/м2 (50—70 кгс/см2) для получения бензина с октановым числом 70—72. С 40-х гг. 20 в. Р. — каталитический процесс, научные основы которого разработаны Н. Д. Зелинским (См. Зелинcкий) и его школой, ..

Рифма

РИФМА (от греч. Rhythmos - складность - соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. Н. Внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма. В европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. Д. По месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, . Слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула). По точности созвучия - точные (бе..

Рифма

РИФМА (от греческого rhythmos - складность, соразмерность), созвучие> концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают. По объему - 1-сложные, 2-сложные и т.д. По месту ударения (на 1-, 2-, 3-, 4-м,. Слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические. По точности созвучия - точные ("белый - смелый"), приблизительные ("белым - смелом"), неточные ("я - меня", "пламя - память", "неведомо - следом"..

Рифма

Брать/ взять в рифму кого. Жарг. Угол., мил. Проводить опознание по приметам. Опознавать кого-л. Балдаев 1, 44. ББИ, 33, 43. ТСУЖ, 31.. ..

Рифма

(греч. Rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи. Однозвучное скончание стиха.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Rhythmos. Созвучное окончание стихов.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)созвучие слов на конце стихов. Мужская - ударение на последнем слоге, женская - удар. На предпоследнем слоге.(Источник. "Полный словарь иностр..

Рифма

Эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие. ..

Рифма

Однозвучие последних слогов с ударениемСр. Эхо, бессонная Нимфа, скиталась по брегу Пенея,Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога,.......она родилаМилую дочь. На земле Рифмой зовется она.А.С. Пушкин. Рифма.Ср. И вот уже трещат морозы...(Читатель ждет уж рифмы розы:На, вот, возьми ее скорей!)А.С. Пушкин. Евгений Онегин. 4, 42.см. Эхо.см. Восторг любви.. ..

Рифма

Ж. Греч. Однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы. Читатель ждет уж рифмы. Розы, на вот, возьми ее. Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв. Бедная, созвучная только по произношенью. Созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим. | Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной ..

Рифма

Ж.Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).. ..

Рифма

РИ́ФМА -ы. Ж. [от греч. Rhythmos - соразмерность, согласованность] Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрёстная р. Глагольная р. Точная р. Говорить в рифму. Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха).. ..

Рифма

-ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму. II прил. Рифменный, -ая, -ое.. ..

Рифма

Рифмы, ж. (греч. Rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.. ..

Рифма

Заимств. В XVIII в. Из греч. Яз., где rhythmos «соразмерность» <. «размеренность». Звук ф, а не т (ср. Федор и Теодор) на месте греч. Th говорит о непосредственном заимствовании из греч. Яз. (в отличие от слова ритм).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Рифма

Ри́фма Из греч. Ῥυθμός "размеренность, ритм, такт. Соразмерность", подобно тому как нем. Reim "рифма" – из лат. Rhythmus.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Рифма

РИФМА - звуковой повтор в конце ритмической единицы:«Мой дядя самых честных пр|авил,Когда не в шутку за|немог,Он уважать себя заст|авилИ лучше выдумать | не мог» (Пушкин).Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами, которые подчеркивают ритмическую законченность каждой строки. В этом ритмическое значение Р., - она является звуковым сигналом, отмечающим членение данного ритмического движения на определенные единицы. Этим рифма и отличается от обычного звукового повтор..

Рифма

- (от греч. Rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского. "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" - это конечные созвучия стихов. Труды - руды, радия - ради). По месту ударения различаются Р. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическ..

Рифма

- поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. Яз. Характерным признаком Р. Является совпадение ударных гласных. Для рекламы характерны бедные Р. (повтор малого числа звуков), банальные и примитивные, утратившие выразительную оригинальность из-за частого употребления. Напр., "Крот - труба зовет". (реклама средства для очистки канализации), "ВАЗ за час". (автомобильная реклама), "Порошок "Обычный". - результат о..

Рифма

— складность, соразмерность, созвучие концов стихов или полустиший.. ..

Рифма

Рифма ("куст дрока"), место между Асирофом и Римнон-Фарецом, где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне (Чис 33:19). Возм., это совр. Вади-Абу-Ретемат, располож. Прим. В 20 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа (библ. Кадес-Варни).. ..

Рифма

(место кустарника) (Чис.33:18 ,19) - один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно, впрочем некоторые, как например Робинсон, думают, что означенное место в настоящее время называется. Вади-Абу-Ретемат находящееся недалеко на ·ю. От Кадеса с кустарниками и растительностью, по близости которого на ·з. Находится источник пресной воды. Отсюда отправлены были послы для осмотра земли Обетованной и здесь происходило известное возмущение Рафамское..

Дополнительный поиск Рифма Рифма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рифма" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рифма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа