Род литературный

118

группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания. Слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три Р. Л., каждый из которых соответствует определённой функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной — см. Речь) и разрабатывает её эстетическую специфику. 1) Эпос, схватывающий бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). 2) Лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грёз, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность).

3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. Е. В их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом Р. Л. Слияние черт лирики и эпоса. Категория Р. Л. Связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразительного, выразительного и сценического (изобразительно-выразительного) искусств, а также с общими гносеологическими категориями Субъекта и Объекта (и их взаимодействия), что делает её центральной в типологии и систематике литературных феноменов и исходной для их более конкретной классификации по видам и Жанрам. Предпосылка родового деления литературы — полиморфизм слова как художественного средства, приближающегося по диапазону своих пластических, экспрессивных и динамических возможностей к краскам, звукам и жестам.

Различия между Р. Л. Характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами. Лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге). Исторически Р. Л. Вычленяются из синкретического хорового обрядового действа по мере распада духовной общности первобытного коллектива. Из него выделяется индивидуум, который в эпосе созерцает народную жизнь, в лирике отдаётся интимным переживаниям, в драме вступает в конфликт с надличностным долженствованием — судьбой и ведёт на равных диалог с представителем всеобщности — хором (такова последовательность возникновения Р. Л. В «образцовой» древнегреческой литературе). Дальнейшая эволюция Р. Л. Осуществляется в смене сопутствующих жанров (эпос движется от эпопеи (См.

Эпопея), идиллии (См. Идиллия), басни (См. Басня) к Роману, повести (См. Повесть), Рассказу), в преимущественных связях с теми или иными направлениями (например, классицизм принижает значение лирики, которая восстанавливается в правах романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется лиро-эпическая поэма, лирическая и эпическая драма. Актуальным становится различение эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых форм и родов содержания, которые освобождаются от однозначной взаимозависимости и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий в повествовательную структуру Диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую речь и Сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта с объектом высказывания, чем традиционный Р.

Л.), — пример современного художественно-родового синтеза (на эпической основе), так же, как кино- и телесценарий (почему их и выделяют иногда в особые Р. Л.). После долгого периода размежевания и обособленности, последовавшего за первоначальным Синкретизмом, Р. Л. В литературе 20 в. Тяготеют к интеграции. Эпическая дистанция, лирическая изоляция, драматическая коллизия, воплощавшие эстетический комплекс разобщённости и противостояния человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижные и относительные границы между субъектом и объектом художественного высказывания (причём, если в современном реализме это выражается в повышенном интересе к «человеческому документу» и использовании традиций фольклорного синкретизма, то в модернизме — приводит к полному стиранию различий между сознанием и реальностью в литературе «потока сознания» и в мифотворчестве).

Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем (См. Аристотель) («Об искусстве поэзии») и продолжена французским. Классицизмом, канонизировавшим различия Р. Л. В духе нормативной поэтики (франц. «genre» — источник русских терминов «род», «вид», «жанр»), а также немецкой классической эстетикой (от Гёте до Гегеля), давшей им содержательную — спиритуалистическую, логическую и гносеологическую — интерпретацию, развитую в России В. Г. Белинским. В 20 в. Наряду с экзистенциально-психологическими и формально-структурными толкованиями Р. Л. (Э. Штайгер — Швейцария, К. Бёрк — США и др.) в западной критике распространено негативное отношение к этой категории (Б. Кроче), будто бы навязанной эстетике догматического рационализмом и непригодной для постижения единичных, неповторимых художественных феноменов.

Применительно к задачам «новой критики» (См. Новая критика) понятие Р. Л. Трактует чикагская школа («неоаристотелианцы»). В сов. Эстетике разрабатываются проблемы содержательности и исторической изменчивости Р. Л., их места в системе искусств (см., например, кн. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М.,1964). Лит. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971. Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полное собрание соч., т. 5, М., 1954. Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968. Каган М. С., Морфология искусства, Л., 1972. Staiger Е., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z. — B., 1968.

Frye N., Anatomy of criticism, Princeton — New Jersey, 1957. М. Н. Эпштейн..

Значения в других словарях
Род войск

(сил) составная часть вида вооружённых сил, включающая части и соединения, имеющие только им присущие оружие, боевую технику, применяющие свою тактику, обладающие характерными для них боевыми свойствами и предназначенные для выполнения тактических и оперативно-тактических задач в бою и операции. Деление войск (сил) на роды принято во всех армиях и флотах. До 20 в. В различных армиях существовали 3 Р. В. Пехота, кавалерия и артиллерия (с 16 в.). С развитием в 20 в. Нового оружия, боевой техники и..

Род кривой

численная характеристика алгебраической кривой. Р. К. F (x, y) = 0 порядка n равен . ..

Род поверхности

число, характеризующее порядок связности поверхности (См. Поверхность). Каждую замкнутую ориентируемую поверхность (См. Ориентируемая поверхность) можно взаимно однозначно и непрерывно отобразить на сферу с р ручками. Число р называется родом такой поверхности. Так, сфера является поверхностью рода 0, тор — рода 1, крендель — рода 2. Поверхность рода р можно с помощью 2p пар замкнутых разрезов превратить в односвязную поверхность (т. Е. Поверхность, разбиваемую на две части любой замкнутой крив..

Род Эдуар

Род (Rod) Эдуар (31.4.1857, Нион, Швейцария, ‒ 29.1.1910, Грас, Франция), швейцарский писатель. Писал на французском языке. С 1878 жил в Париже, был близок натуралистической школе. Автор интимно-психологических романов и рассказов, выразивших пессимистическое мировосприятие, а также трудов по литературоведению. Соч. Lahaut, P., 1897. Là. Seconde vie de Michel Teissier, [15 ed.], P., 1912. Stendhal, 4 éd., P, 1921. La vie privée de Michel Teissier, 21 éd,, P., 1930. В рус. Пер. ‒ Вопросы жи..

Род Литературный

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам. С точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминант..

Род Литературный

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы - эпос, лирика>, драма>. Традиция> родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма>, лирическая драма>), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту. Повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика>), диалогическое изображение событий (драма>). Разделение литературы на р..

Род Литературный

Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам. С точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту. Повествование о ..

Род литературный

- исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода. Эпос, лирика, драма. Р. Л. Всегда проявляется через вид (см. Жанр). В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жа..

Род Литературный

- эпос, лирика, драма. Определяется по различным признакам. С точки зрения способов подражания действительности, типов содержания, формальных признаков, психологии и др. Эпос — повествование о событии, лирика - субъективное размышление, драма — изображение событий в диалогах. Разделение литературы на роды — предпосылка дальнейшего ее членения на виды и жанры.. ..

Дополнительный поиск Род литературный Род литературный

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Род литературный" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Род литературный, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа