Рублёв
Андрей (около 1360—1370 — 1427, по другим источникам, около 1430, Москва. Погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Р. Крайне скудны. Воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре (См. Андроников монастырь). Творчество Р. Сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. На формирование мировоззрения Р. Большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины 14 — начала 15 вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Р. Воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж 14—15 вв., по другим исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 — начале 15 вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Р. Создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Р. Наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов.
Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р.
Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. В Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. Во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425—27 Р. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы. Они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Р. В ряде произведений Р. Удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями. В некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже 14—15 вв. Сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Р. Точно не доказана. Фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец 14 — начало 15 вв. Сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец 14 — начало 15 вв., Библиотека СССР им.
В. И. Ленина, Москва). Творчество Р. Является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Лит. Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959. Демина Н. А., «Троица» Андрея Рублёва, М., 1963. Лазарев В. П., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966. Плугин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974. Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сборнике. Реставрация и исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975. Л. В. Бетин. А. Рублёв. «Троица». Конец 14 — 1-я четверть 15 вв. Третьяковская галерея. Москва..
Дополнительный поиск Рублёв
На нашем сайте Вы найдете значение "Рублёв" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рублёв, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 6 символа