Рублёв

86

Андрей (около 1360—1370 — 1427, по другим источникам, около 1430, Москва. Погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Р. Крайне скудны. Воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре (См. Андроников монастырь). Творчество Р. Сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. На формирование мировоззрения Р. Большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины 14 — начала 15 вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Р. Воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж 14—15 вв., по другим исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 — начале 15 вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Р. Создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Р. Наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р.

Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. В Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. Во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—27 Р. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы. Они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Р. В ряде произведений Р. Удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями. В некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже 14—15 вв. Сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Р. Точно не доказана. Фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец 14 — начало 15 вв. Сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец 14 — начало 15 вв., Библиотека СССР им.

В. И. Ленина, Москва). Творчество Р. Является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Лит. Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959. Демина Н. А., «Троица» Андрея Рублёва, М., 1963. Лазарев В. П., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966. Плугин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974. Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сборнике. Реставрация и исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975. Л. В. Бетин. А. Рублёв. «Троица». Конец 14 — 1-я четверть 15 вв. Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Рубка

(от голл. Roef — каюта) 1) закрытое сооружение на главной палубе или надстройках судовых (См. Надстройки судовые), не доходящее до бортов. В Р., часто располагающихся в несколько ярусов, размещают жилые, хозяйственные и служебные помещения. 2) Отдельное служебное помещение на судне. В соответствии с назначением различают рулевую, штурманскую, боевую Р. (на военных кораблях), радиорубку и др.. ..

Рубки леса

вырубка деревьев и удаление их из Леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. В лесоводстве различают четыре основные вида Р. Л. — рубки главного пользования, ухода, комплексные и санитарные. Рубками главного пользования называются рубки спелого леса. Они бывают выборочные, сплошные и постепенные. При выборочных рубках спиливают отдельные деревья, а значительная часть их остаётся на корне. Среди этих рубок различают подневольно-выборочн..

Рублёв Андрей

Рублёв Андрей (около 1360‒1370 ‒ 1427, по другим источникам, около 1430, Москва. Погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Р. Крайне скудны. Воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра. ..

Рублёво

посёлок городского типа в Московской области РСФСР, подчинён Кунцевскому райсовету г. Москвы. Расположен на правом берегу р. Москвы, соединён ж.-д. Веткой со станцией Кунцево (12 км). В 1900 начал строиться первый московский водопровод с приёмом воды у Р. В 1902 вступила в эксплуатацию Рублевская водопроводная станция.. ..

Рублёв

РУБЛЁВ Андрей (ок. 1360-70 - ок. 1430), живописец. Мастер московской школы живописи, крупнейший иконописец в истории древнерусского искусства. Иконы и фрески Рублёва отличаются проникновенной религиозностью, глубокой гуманностью, возвышенной одухотворённостью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы (иконы "Троица", "Звенигородский чин"). Участвовал в создании росписей и икон соборов. Старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408)..

Рублёв

РУБЛЁВ Андрей, смотри Андрей Рублев.. ..

Рублёв

Андрей (ок. 1370–1427), выдающийся русский иконописец и мастер монументальной живописи. Творчество Андрея Рублёва занимает особое место в истории иконописи. Великому мастеру удалось воплотить в зримых образах небесную чистоту горнего (высшего) мира, молитвенное благоговение перед Божественным, тихое сосредоточенное созерцание тайн Бытия. В образах Андрея Рублёва слиты земное и небесное. Они несут, в соответствии со словами Библии, «свет во тьме». Умиротворение, любовь и нравственную чистоту пос..

Рублев

См. Андрей, монах иконописец.{Половцов}. ..

Рублев

РУБЛЕВПолагают, что фамилия великого русского художника происходит не от 'рубль' - денежная единица, а от 'рубель' - длинная жердь или же валёк. Если так, то родоначальник его был человеком высо кого роста. (Ф) В 'Ономастиконе' Веселовского есть Рубель, Рублев. Никифор Рубель, крестьянин, 1495 г., Новгород. Андрей Рублев, знаменитый иконописец, первая половина XV в. Рубель — каток с рубцами для стирки белья, каток, прижим с рубцами для накатки кож (Даль). ..

Дополнительный поиск Рублёв Рублёв

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рублёв" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рублёв, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа