Садово-парковое искусство

173

искусство создания садов, парков и других озеленяемых участков. Специфика С.-п. И. Заключается в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, в объединении элементов природы и художественного творчества в единое целое. Практика зелёного строительства включает. Создание садов и парков, подбор растений для различных климатических и почвенных условий, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой, посадку растений и уход за ними и т. Д. С.-п. И. Выработало многообразные композиционные приёмы, которые условно можно свести к двум основным принципам. Регулярному и пейзажному. Для первого характерна геометрическая композиция, для второго — живописное размещение композиционных элементов, имитирующее естественный ландшафт.

С.-п. И. Возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. Д. Планировка садов Древнего Египта (наиболее хорошо изучено С.-п. И. Новой династии) отличалась строгой регулярностью. Центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. До н. Э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (например, Гефестейон — в Афинах, 2-я половина 5 в.

До н. Э.), а иногда и центры городской жизни (например, афинскую агору (См. Агора)). Уже в 5 в. До н. Э. Были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С 4—3 вв. До н. Э. При жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских градостроительных структур. Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм. Большую роль в древнеримском С.-п. И. Играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники.

Кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие трельяжные изгороди, беседки и перголы (См. Пергола), покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для древнеримского С.-п. И. Были садики перистилей (См. Перистиль) (хорошо известные по раскопкам Помпей и Геркуланума), возникновение которых было тесно связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде. Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля).

На завоёванном арабами Иберийском полуострове в 8—12 вв. Сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике. Ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников. С.-п. И. Мусульманских стран оказало значительное влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В садах и парках средневековых стран Дальнего Востока господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечной обновляемости природы в японских садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архитектурных форм, облик которых навевал ощущение неразрывной слитности их с естественной средой.

Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер. В них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём С.-п. И. В европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами.

Ренессансные приёмы С.-п. И. Получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл Барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции 17 в., воплотились в строго геометрической планировке регулярных («французских») парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале (См. Версаль) и др.). Такие сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец. Перед ним располагались Партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала). Чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков «французского» типа лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы.

Идеи А. Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского С.-п. И. 17 — 1-й половины 18 вв. В середине 18 в. В Европе возникли свободно распланированные пейзажные парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения (См. Просвещение), а также изучение искусства Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитекторы Ч. Бриджмен, У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. В основе композиции пейзажных, или «английских», парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы. Партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы — озёрами и речками, строго ритмизованные по композиции посадки — отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки — прихотливо вьющимися тропинками.

Важное значение обрело последовательно проведённое в общей композиции и размещении отдельных растений представление о своеобразии художественных эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры. Пейзажные парки изобиловали «романтичными» руинами, а также постройками, имитировавшими сельское жилище. Первые сведения о русских садах относятся к 12 в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. В Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга).

Традиции европейского С.-п. И. 17 в. Творчески развиваются в петербургских дворцово-парковых ансамблях, построенных в начале 18 в. (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.). Этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины 18 в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.). Анненгофский парк в Москве, парки в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом, в Кускове (См. Кусково) и Архангельском (См. Архангельское) под Москвой. С конца 18 в. Получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и др.), лучшими образцами которой явились парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой — парк в Кузьминках (См.

Кузьминки). С середины 19 в. В европейских странах и США создавались многочисленные общественные (преимущественно пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной, «английской» планировки, но к концу 19 в. Мастера С.-п. И. (например, Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом С.-п. И. Конца 19 — начала 20 вв. Переживает упадок, что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно многим произведениям С.-п. И. 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа японского сада, испано-мавританского Патио, альпийской горки и т.

Д. Независимо от конкретных природных условий. Стилистический эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в С.-п. И. Некоторые приёмы современного изобразительного искусства (бразилец Р. Бурле Маркс и др.). С. Н. Палентреер. В 20 в. Появляются многочисленные новые объекты С.-п. И. (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, «линейные» парки вдоль автодорог, национальные природные и исторические парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусственным микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в частности, проблемы создания больших городских парков для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке, так называемый амстердамский лес в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решенные, например, в застройке финских городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществленного, например, при разбивке парка Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащения пластических возможностей естественной пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр.

В СССР и других странах социализма главной линией развития С.-п. И. Является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (См. Парки культуры и отдыха) (первым парком такого типа был Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935—41, архитектор А. В. Власов), которые стали важной частью системы озеленения советских городов и других населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографических групп населения, все чаще возникают и в других социалистических странах [например, парк в Катовицах (ПНР)]. Эти требования породили новые композиционные приёмы, основанные на функциональном зонировании территории, выявлении пространственной специфики таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им.

М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Советское С.-п. И. Развивается и в процессе специализации парков и садов различного функционального назначения — детских, спортивных, выставочных, ботанических, зоологических, парков при мемориальных сооружениях (См. Мемориальные сооружения) и т. Д. Например, торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, «сказочная» тематика, уменьшенные, «детские» масштабы определяют парк «Солнышко» в детском доме отдыха под Ленинградом и т. Д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (например, Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив в Москве), мастера С.-п.

И. Стремятся раскрыть эстетические возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы не разрушить сложившиеся экологические закономерности и придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатических условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, городские парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов). Нередко парки занимают территории с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк им.

С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60—70-х гг. В связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ («Острова Юности» на Ангаре в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечательных образцов советского С.-п. И. Связан и с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных заводов (Московский парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (например, Александровский парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве).

Преобладающими в советском С.-п. И. 60—70-х гг. Являются свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие отдельные регулярно распланированные части. Среди крупнейших советских паркостроителей — В. И. Долганов, Л. И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов. А. П. Вергунов. Лит. Курбатов В. Я., Сады и парки, П., 1916. Дубяго Т. Б., Русские регулярные сады и парки, Л., 1963. Ландшафтная архитектура. [Сб.], М., 1963. Залеская Л. С., Курс ландшафтной архитектуры, М., 1964. Саймондс Дж. О., Ландшафт и архитектура, [пер. С англ.], М., 1965. Jellicoe G. A., Studies in Landscape design, v. 1—3, L., 1960—70. Colvin В., Land and landscape, 2 ed., L., 1970. Русские и советские сады и парки.

Цветник в парке Московского Кремля. Русские и советские сады и парки. З. К. Церетели. Декоративная мозаичная композиция в парке курорта Пицунда (Абхазская АССР). 1960-е гг. Русские и советские сады и парки. А. В. Власов и др. Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве. 1935—41. Фрагмент набережной. Русские и советские сады и парки. В. И. Неелов. «Английский сад» парка в Пушкине близ Ленинграда. 1771—80. Горка из «дикого камня». Русские и советские сады и парки. А. Ф. Миронов. Партер парка в Кусково (Москва). Сер. 18 в. Русские и советские сады и парки. Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов, И. Матвеев. Аллея Летнего сада в Ленинграде. 1704. Русские и советские сады и парки. Тромбаро. Террасы парка в Архангельском под Москвой. 1780-е гг. Русские и советские сады и парки.

Ж. Б. Леблон. Центральная часть Нижнего парка в Петродворце близ Ленинграда. 1714—25. Зарубежные сады и парки. Г. Геврекян (Франция). Сад виллы Ноай. 1926. Зарубежные сады и парки. Р. Бурле Маркс (Бразилия). Сад виллы Р. Ди Кампуса. 1950-е гг. Зарубежные сады и парки. Дж. Нэш (Великобритания). Риджентс-парк в Лондоне. 1821—30. Зарубежные сады и парки. Сады Горакуэн в Канадзаве (Япония). 18 в. Зарубежные сады и парки. А. Ленотр (Франция). «Полуденные партеры» парка в Версале. 1660-е гг. Зарубежные сады и парки. Парк при храме Джайна в Калькутте (Индия). 2-я пол. 19 в. Зарубежные сады и парки. Парк виллы Ланте близ Витербо (Италия). 2-я пол. 16 в. Зарубежные сады и парки. Сады Хенералифе в Гренаде (Испания). 13—14 вв. Зарубежные сады и парки. Нимфей дома Марка Лукреция в Помпеях (Древний Рим).

1 в..

Значения в других словарях
Садовников

Дмитрий Николаевич [25.4 (7.5).1847, Симбирск, ныне Ульяновск, — 19(31).12.1883, Петербург], русский фольклорист, этнограф, поэт. Составил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа» (1876). В сборнике «Сказки и предания Самарского края» (1884) представил фольклор Поволжья, преимущественно в записи от сказочника А. К. Новопольцева. Лучшие из стихов С., ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине. «Из-за острова на стрежень», «По посаду городско..

Садовников Дмитрий Николаевич

Садовников Дмитрий Николаевич [25.4 (7.5).1847, Симбирск, ныне Ульяновск, ‒ 19(31).12.1883, Петербург], русский фольклорист, этнограф, поэт. Составил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа» (1876). В сборнике «Сказки и предания Самарского края» (1884) представил фольклор Поволжья, преимущественно в записи от сказочника А. К. Новопольцева. Лучшие из стихов С., ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине. «Из-за острова на стрежень», «По посад..

Садоводства институт

Всесоюзный научно-исследовательский имени И. В. Мичурина министерства сельского хозяйства СССР. Организован в 1931 в г. Мичуринске Тамбовской области. Имеет (1974) отделы. Агротехники. Селекции. Защиты растений. Механизации. Экономики. Стандартизации, хранения и переработки плодов и ягод. Информации. Работает над улучшением сортиментов, совершенствованием агротехники садов и ягодников, размещением и специализацией садоводства, созданием способов защиты плодовых и ягодных культур от вредителей и..

Садоводство

IСадово́дство отрасль растениеводства, занимающаяся возделыванием многолетних плодовых, ягодных культур (см. Плодоводство) и декоративных растений (См. Декоративные растения) (декоративное С.). Термин «С.» применяют также к выращиванию комнатных растений (См. Комнатные растения) (комнатное С.).IIСадово́дство («Садово́дство»,) ежемесячный научно-производственный журнал министерства сельского хозяйства СССР. Основан в 1838 в Москве Российским обществом любителей садоводства. Выходил под разными на..

Садово-парковое Искусство

САДОВО-ПАРКОВОЕ искусство - искусство создания садов, парков и др. Озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т. Д. Основные типы парков. Террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные "французские" (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), п..

Садово-парковое Искусство

САДОВО-ПАРКОВОЕ искусство>, искусство> создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Включает их разбивку и планировку, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой (смотри также Ландшафтная архитектура>), дорогами, водоемами, скульптурой и т.п.. ..

Садово-парковое Искусство

Искусство создания садов, парков и др. Озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т. Д. Основные типы парков. Террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные "французские" (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), пейзажные "английские" (живоп..

Садово-парковое искусство

        искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зелёного строительства включает помимо создания озеленённых участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, разм..

Садово-парковое Искусство

– искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и др. Озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства – в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика озелененного строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий…………. ..

Дополнительный поиск Садово-парковое искусство Садово-парковое искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Садово-парковое искусство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Садово-парковое искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа