Светофор дорожный
(от Свет и греч. Phorós — несущий) средство световой сигнализации (См. Сигнализация), служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах. Прототип С. Д. — устройство семафорного типа, было установлено в Лондоне в 1868. Первые электрические С. Д. С ручным управлением появились в начале 20 в. В США (Кливленд, Нью-Йорк, Чикаго), имели зелёный и красный сигналы. Первый трёхцветный С. Д. Был установлен в Нью-Йорке в 1918, в Москве — в 1930. Применение С. Д. На железных дорогах относится к началу 20 в. Для регулирования дорожного движения (См. Регулирование дорожного движения) используют трёхцветные С. Д. С единым для всех стран расположением сигналов (сверху вниз) — красный, жёлтый, зелёный — в соответствии с международной «Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (1968).
С. Д. Устанавливают (подвешивают) на перекрёстках улиц, автомобильных магистралей, пешеходных переходах и т. П. Такие С. Д. Оборудуют также дополнительными секциями с сигналами в виде зелёной стрелки или устанавливают самостоятельные С. Д. Для регулирования движения на перекрёстке по определённым направлениям. Применяются двухцветные пешеходные С. Д. С красным и зелёным сигналами. На сложных перекрёстках для регулирования движения трамваев устанавливаются специальные С. Д. — электрическое табло с четырьмя сигналами, которые иногда используют и для регулирования движения автобусов или троллейбусов. Большинство С. Д. (1974) управляется с помощью автоматов (Контроллеров) (впервые появились в начале 20-х гг. 20 в. В США). В системах управления дорожным движением применяют также счётно-решающие устройства и ЭВМ.
Железнодорожные С. Д. Для разрешения, запрещения движения подвижного состава и снижения его скорости устанавливают (подвешивают) на ж.-д. Перегонах и станциях. Для обеспечения ведения поезда при плохой видимости и при высоких скоростях в кабине локомотива устанавливается локомотивный С. Д., показания которого автоматически повторяют показания стационарных (путевых) С. Д., находящихся на станциях и перегонах (см. Локомотивная сигнализация). В С. Д. Применяют зелёный, жёлтый, красный, синий, лунно-белый сигнальные цвета. С. Д. Обычно ограждает один участок пути железной дороги, оборудованный автоматической или полуавтоматической блокировкой (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). Для увеличения объёма информации на железных дорогах СССР используют сочетание нескольких огней, а также применяют два режима горения — непрерывный и мигающий.
В С. Д. Обычно имеется головка со щитком и козырьком и оптическая система. Наиболее часто устанавливают линзовые С. Д. С самостоятельной оптической системой для каждого сигнального показания. Прожекторные С. Д. Имеют для каждого из трёх сигнальных показаний общую оптическую систему с поворотными светофильтрами. Лит. Правила дорожного движения, М., 1972. Руководство по регулированию дорожного движения в городах, М., 1974. Инструкция по сигнализации на железных дорогах СССР, М., 1974. Правила технической эксплуатации железных дорог, М., 1975. М. Б. Афанасьев, И. Е. Дмитренко..
Дополнительный поиск Светофор дорожный
На нашем сайте Вы найдете значение "Светофор дорожный" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Светофор дорожный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 17 символа