Северо-Кавказская железная дорога
объединяет участки дорог в пределах Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Северо-Осетинской АССР, Ростовской области и небольшие участки в пределах Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской областей. С.-К. Ж. Д. Связывает Северный Кавказ и республики Закавказья со всей сетью железных дорог СССР. Эксплуатационная длина (1974) 5438 км, или 4% протяжённости всей сети ж. Д. СССР. Управление дороги — в Ростове-на-Дону. Граничит. С Приволжской ж. Д. — станции Трусово (в районе Астрахани) и Котельниково. С Азербайджанской ж. Д. — станция Самур. С Закавказской ж. Д. — станция Весёлое. С Донецкой ж. Д. — станции Марцево, Несветай и Зверево. С Юго-Восточной ж. Д. — станции Зверево и Цимлянская.
В 1875—76 была построена линия Ростов-на-Дону — Владикавказ (Орджоникидзе), связавшая Северный Кавказ с р. Дон, а затем с Донбассом и дорогами Центра. В 1893 после прокладки дороги через Грозный на Гудермес — Петровск (Махачкала) — Дербент и далее на Баку (Баладжары) Северный Кавказ получил связь с дорогами Закавказья. От главной линии С.-К. Ж. Д. Ростов-на-Дону — Дербент были построены ответвления. На Краснодар (1887), Новороссийск (1888), Ставрополь (1897), Сальск (1889) и далее на Куберле — Котельниково, что обеспечило прямую связь с Царицыном (Волгоградом), а следовательно, и с Волгой. А также ветки на Кисловодск, Кизляр, Нальчик. За годы Советской власти построены линии. Черноморская дорога (от Туапсе на Сухуми — 219 км), которая сократила путь от Тбилиси в Центр на 659 км, а от Сухуми — почти на 1500 км в сравнении с кружным путём на Баку (Баладжары).
Во время Великой Отечественной войны 1941—45 линия Кизляр — Астрахань (1942) сыграла важную роль в исторической битве на Волге. Сооружается (1976) спрямляющая линия от Краснодара на Туапсе через отроги Кавказского хребта. В составе дороги 9 отделений. Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Грозненское, Махачкалинское, Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает с.-х. Районы (Краснодарский, Ставропольский края и др.), районы нефтяной, газовой, каменноугольной (в восточном Донбассе), машиностроительной, цементной (заводы Новороссийска) промышленности, а также курорты союзного значения (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.). Дорога взаимодействует с водным транспортом. По Чёрному морю (станции Новороссийск, Туапсе, Сочи).
С Волгодонским речным пароходством (станции Ростов, Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская). С Азовским пароходством (станция Таганрог). С Каспийским пароходством (станция Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает С.-К. Ж. Д. (станция Кавказ) с Крымом. Наиболее крупные ж.-д. Узлы. Ростов (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117,5 млрд. Т км, или 3,8% общесетевого. Около 3/4 всего отправления грузов составляют нефтяные, каменный уголь, минерально-строительные материалы, хлебные грузы, кроме того, машины и оборудование, пищевые продукты. Средняя грузонапряженность свыше 21 млн. Т км/км. Удельный вес транзитных перевозок невелик.
Пассажирооборот дороги составил (1974) 14,3 млрд. Пасс.-км. В отправлении преобладают пригородные пассажиры. В дальнем сообщении ежегодно перевозится большое число пассажиров в направлении Минеральные Воды — Сочи. До Октябрьской революции 1917 С.-К. Ж. Д. Была слабо технически оснащена, линии почти все однопутные с паровозной тягой и малой пропускной способностью. В современных условиях на всех главных направлениях дороги имеются вторые пути, широко применяется автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. С 1936 началась электрификация С.-К. Ж. Д. К 1975 были переведены на электротягу все основные направления дороги. Марцево — Ростов — Армавир — Туапсе — Сочи — Весёлое и Лихая — Ростов — Прохладная — Дербент, а также ряд боковых линий (Минеральные Воды — Кисловодск и др.).
В 1974 удельный вес тепловозной тяги в грузообороте дороги составил 51,2%, электрической — 48,4%. Награждена орденом Ленина (1971). Е. Д. Хануков. Северо-Кавказская железная дорога. Схема..
Дополнительный поиск Северо-Кавказская железная дорога
На нашем сайте Вы найдете значение "Северо-Кавказская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Северо-Кавказская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 33 символа