Сен-Симон

161

IСен-Симо́н (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую С.-С. Приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. Разорился. Неудовлетворённый буржуазной революцией, С.-С. Замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.

Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, С.-С. Разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 в. Сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, С.-С. Полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя.

Т. О., в социологической системе С.-С. Делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. Пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. Форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса С.-С. Считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критическая эпоха. Феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками.

Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного С.-С. Утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». С.-С. Доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.-х. Производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» С.-С. Считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.-х.

Производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. С.-С. Не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» С.-С. Буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако С.-С. Стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. «. Прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К.

И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения С.-С. Делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. Религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья». С.-С. Оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. Непосредственное воздействие идей С.-С. Испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С. — Б. П. Анфантен, С.-А.

Базар, О. Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. Распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. Находился О. Конт. Учение С.-С. Явилось одним из источников научного социализма. Соч. CEuvres complétes, v. 1—6, P., 1966. В рус. Пер. — Собр. Соч., М. — Л., 1923. Избр. Соч., т. 1—2, М. — Л., 1948. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496—512. Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193—96. Его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20. Его же, Диалектика природы, там же. Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т.

1, М., 1956, с. 536—63. Его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521—66. Его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586—602. Арк А — н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М. — Л., 1926. Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961. Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сборнике. История социалистических учений, М., 1962, с. 208—27. Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965. Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967. Кучеренко Г. С., Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в., М., 1975. Weill G., Un précurseur du Socialisme, Saint-Simon et son ceuvre, P., 1894. Gurvitch G., Les fondateurs français de la sociologie contemporaine.

Saint-Simon et P. — J. Proud'hon, P., 1956. Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956. Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967. Ansart P., Sociologie de Saint-Simon, P., 1970. Н. Е. Застенкер. К. А. Сен-Симон.IIСен-Симо́н (Saint-Simon) Луи де Рувруа (de Rouvroy) (16.1.1675, Париж, — 2.3.1755, там же), герцог, французский политический деятель, писатель. С.-С. В 1715—23 был членом Совета регентства при малолетнем Людовике XV, затем удалился от двора и занялся мемуарами, которые охватывали период с 1694 по 1723. «Мемуары» С.-С. Не всегда объективны и точны, однако представляют ценнейший материал для изучения быта и нравов эпохи. С.-С. Умело раскрывает не только придворные интриги, но и политическую обстановку в стране.

Сатирически описывает придворную жизнь, новую знать, критикуя Людовика XIV за ущемление прав родовитой знати. Оппозиционные настроения С.-С. Вызывали недовольство двора. Полностью «Мемуары» были опубликованы лишь в 1829—31 (21 тт.). Соч. Mémoires, v. 1—45, P., 1879—1930 (Les grands écrivains de la France). Ecrits inédits, v. 1—8, P., 1880—93. В рус. Пер. — Мемуары, т. 1—2, М. — Л., 1934—36. Лит. Поршнев Б., Сен-Симон. Мемуары. [Рец.], «Историк-марксист», 1937, кн. 5—6. Doumic R., Saint-Simon. La France de Louis XIV, P., 1920. Bastide F., Saint-Simon par lui-meme, P., [1955]. Lévis Mirepoix, Le coeur secret de Saint-Simon, P., [1956]..

Значения в других словарях
Сен-Санс Шарль Камиль

Сен-Санс (Saint-Saens) Шарль Камиль (9.10.1835, Париж, ‒ 16.12.1921, Алжир. Похоронен в Париже), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик и общественный деятель. Член Института Франции (1881), почётный доктор Кембриджского университета (1893), почётный член Петербургского отделения Русского музыкального общества (1909). С 1848 учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). Работал органистом в соборах Парижа (1853‒77), преподавал игру на фортепиа..

Сен-Сен-Дени

(Seine-Saint-Denis) департамент во Франции, северо-восточная часть Парижской агломерации. Площадь 236 км2. Население 1392 тыс. Человек (1974). Административный центр — г. Бобиньи. Около 37% экономически активного населения занято в промышленности (1968). Машиностроение (автомобильные, авиационные заводы, электротехника и электроника, производство станков и ж.-д. Оборудования, речных судов) и химическая промышленность (производство серной кислоты, удобрений, пластмасс, красителей, фармацевтика, п..

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, ‒ 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера. ..

Сен-Симон Луи де Рувруа

Сен-Симон (Saint-Simon) Луи де Рувруа (de Rouvroy) (16.1.1675, Париж, ‒ 2.3.1755, там же), герцог, французский политический деятель, писатель. С.-С. В 1715‒23 был членом Совета регентства при малолетнем Людовике XV, затем удалился от двора и занялся мемуарами, которые охватывали период с 1694 по 1723. «Мемуары» С.-С. Не всегда объективны и точны, однако представляют ценнейший материал для изучения быта и нравов эпохи. С.-С. Умело раскрывает не только придворные интриги, но и политическую обстано..

Сен-Симон

СЕН-СИМОН Луи де Руврэ, герцог (Louis de Rouvroy duc de Saint-Simon, 1676-1755) - французский мемуарист. Р. В Париже, в семье вельможи. Служил в армии, но рано вышел в отставку (1702). Будучи личным другом Филиппа Орлеанского, в годы Регентства был назначен членом регентского совета, но вскоре удалился от дел, посвятив себя составлению «Мемуаров». Эти записки обнимают собою век Людовика XIV и эпоху Регентства. С.-С. Частично использовал при их составлении обширный «Дневник придворной жизни» Данж..

Сен-Симон

Сен-Симон, Анри (Генрих) (1760 - 1825) - французский социалист-утопист, родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде, Сен-Симон становится решительным врагом паразитических сословий. В своих многочисленных сочинениях Сен-Симон развивает мысль о прогрессивном движении человеческой истории и предсказывает замену современного ему эксплоататорского строя социалистическим обществом, основанным на началах взаимной солидарности и общего сотрудничества. В этом будущем ..

Сен-Симон

(Saint-Simon) Анри де (полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон) (17 октября 1760, Париж. ..

Сен-симон

1.(Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 - 19.V.1825), граф, - франц. Мыслитель, социолог, социалист-утопист. Род. В аристократич. Семье. Получил под руководством Д'Аламбера домашнее образование в духе века Просвещения и смолоду проявлял глубокий интерес к достижениям естеств. Наук и передовой обществ. Мысли. Офицером вступил в ряды франц. Армии. Добровольцем участвовал в войне за независимость сев.-амер. Колоний против Англии. В 1783 вернулся во Францию. В годы Вел. Фран..

Сен-симон

(Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760-1825) - французский мыслитель, социолог. Автор утопических социальных проектов - 'Промышленная система', 'Новое христианство'. Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на ..

Сен-симон

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 пр..

Дополнительный поиск Сен-Симон Сен-Симон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сен-Симон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сен-Симон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа