Симфония

102

(от греч. Symphonía — созвучие, от sýn — вместе и phone — звук) музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим Оркестром. Один из важнейших жанров симфонической музыки (См. Симфоническая музыка). В отдельных С. Привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С. Для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. Составов. Обычно С. Состоит из 4 частей. Первая — в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. С. — высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов.

Подобный смысл термин «С.» получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. Его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, «Священные симфонии» Дж. Габриели (Италия, 16 — начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) — крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. С. Чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической С. Важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским «оперным симфониям» (А. Скарлатти, Н.

Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы (См. Сонатная форма) в первой части. В 18 в. С. Отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров. В течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании С. Связан с деятельностью композиторов мангеймской школы (См. Мангеймская школа). В области С. Работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. В состав С. Вошёл менуэт. В творчестве композиторов венской классической школы (См. Венская классическая школа) И. Гайдна, В.

А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. До своих 12 больших «лондонских» С. (1791—95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских» симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. Большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С.

Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я («Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор). Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С., одним из ярких образцов которой явилась С. Си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. О., С. Обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С. — ярко новаторская «фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа.

Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. Продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. В конце 19 — начале 20 вв. Был Г. Малер (9 завершенных С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С. На Западе создали представители новых национальных школ. Во 2-й половине 19 в. — А. Дворжак в Чехии, в 20 в. — К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А.

Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 — начале 20 вв. Главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония». Значительное место жанр С. Занимает в рус. Музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С., 2-я — «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 С., 6-я — «Патетическая», а также программная С. «Манфред»), А. К. Глазунова (8 завершенных С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. Уделяют и сов. Композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.).

Значительные С. Написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик. Лит. Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. С нем.], Л., 1926. Попова Т., Симфония. Пояснение, М. — Л., 1951. 55 советских симфоний, Л., 1961. Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. С нем., т. 1, М., 1965. Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975. Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966. Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre,..., P., 1882. Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921..

Значения в других словарях
Симфоническая музыка

музыка, предназначенная для исполнения симфоническим Оркестром. К С. М. Относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует. Понятие «С. М.» распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры С. М. Разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — Симфония, Увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), Конце..

Симфонический оркестр

один из видов Оркестра.. ..

Син Сосоль

корейский литературный жанр. См. Сосоль.. ..

Синагога

(от греч. Synagoge — собрание, место собрания) в Иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. Возникли в Палестине в 4 в. До н. Э. И в Египте в 3 в. До н. Э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. Э. И расширения диаспоры (См. Диаспора) С. Стали создаваться повсюду, где жили евреи. Первые С. Сыграли известную роль в распространении Монотеизма. В С. Совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии (См. Библия) и Талмуда. В средние века отклонение от догм иуд..

Симфония

СИМФОНИЯ (от греч. Symphonia - созвучие) - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. Высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропе..

Симфония

СИМФОНИЯ (латинское symphonia, от греческого symphonia - созвучие>, согласие), произведение для симфонического оркестра. Один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы - Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. Представляет собой 4-частный сонатно-симфонический цикл (смотри Циклические формы, Сонатная форма). Образцы симфоний различных видов - у Ф. Шуберта, И. Брамса (лирические симфонии). Г. Малера, Я. Сибелиуса, П...

Симфония

Музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658-1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso continuo в трех частях, с последовательностью темпов "быстро - медленно - быстро". Хотя подобные сочинения обычно назывались "концертами", они ничем не отличались от сочинений под названием "симфония". Например, в финалах и концертов и симфоний использовали..

Симфония

Золотая симфония. Жарг. Шк. Шутл. Звонок с урока. ВМН 2003, 120.. ..

Симфония

(греч. Созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Symphonia, от syn, вместе, и phone, звук, стройность, согласие звуков. Музыкальное произведение, исполняемое несколькими голосами или инструментами.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)музыкальное произведение для оркестра.(Источн..

Симфония

См. Гармония, согласие.... ..

Симфония

(иноск. Шутл.) - шумное сливание звуков (намек на симфонии - многогласные музыкальные сочинения)Ср. Звон якорных цепей, грохот скрепления у вагонов. Металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой. Дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крик грузчиков. Все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня.М. Горький. Челкаш. Введение.Ср. В этой яме всегда пахло землей, махоркой и перегорелой водкой - симфония запахов, от которых. Страшно ломило голо..

Симфония

Ж. Греч. Муз. Гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово.. ..

Симфония

Ж.1) а) Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.б) перен. Гармоническое звучание чего-л.2) перен. Что-л., характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей.. ..

Симфония

СИМФО́НИЯ -и. Ж. [от греч. Symphōnia - созвучие]. ..

Симфония

-и, ж. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. Перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-н. (книжн.). С. Цветов. С. Красок. С. Звуков. II прил. Симфонический, -ая, -ое (к 1 знач.). С. Оркестр (включающий смычковые, духовые и ударные инструменты).. ..

Симфония

Симфонии, ж. (греч. Symphonia - гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из к-рых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра Н. Соловьев. 2. Перен. Громкая музыка (разг. Шутл.). Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь. Грибоедов. 3. Перен., чего. Одно большое целое, в к-ром сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. Симфония ..

Симфония

Это название музыкального жанра заимствовано из французского, а восходит к латинскому слову греческого происхождения symphonia, к котором (syn – ис(о)", phone – "звук, голос"). Буквально – согласованные (гармоничные звуки). Слово согласие в известной мере передает смысл латинского symphonia.. ..

Симфония

Заимств. В XVIII в. Из итал. Яз., где sinfonia <. Греч. Symphōnia «созвучие», суф.-преф. Производного от phōnē «звук». См. Фонетика.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Симфония

Симфо́ния Вероятно, через ит. Sinfonia из лат. Symphōnia, греч. Συμφωνία "созвучие". Ср. Риман, Мusik-Leхikon.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Симфония

(от греч. Symponia - созвучие) - муз. Произведение для оркестра, гл. Обр. Симфонического, как правило, в сонатно-циклической форме. Обычно состоит из 4 частей. Бывают С. С большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной. Иногда в С., помимо оркестра, вводятся хор и сольные вок. Голоса (отсюда путь к С.-кантате). Существуют С. Для струнного, камерного, духового и др. Составов оркестра, для оркестра с солирующим инструментом (С.-концерт), органа, хора (хоровая С.) н вок. Ансамбля (вок...

Симфония

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича - это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира, путях жизни на земле. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно недавно. Каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она п..

Симфония

— собрание слов — собрание в алфавитном порядке всех встречающихся в Библии слов, выражений и фраз, с указанием места, где они находятся. Имеются также С. К Корану, к сочинениям Лютера. В музыке — созвучие, музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей.. ..

Дополнительный поиск Симфония Симфония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симфония" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симфония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа