Скрябин Александр Николаевич
Скрябин Александр Николаевич [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, ‒ 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882‒89). С 1882 брал уроки фортепиано. Игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции ‒ у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фортепианных произведений). В 1895‒96 издатель М. П. Беляев организовал поездку С. По странам Европы. В 1898‒1903 профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904‒09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке.
С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. Отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации. С. ‒ один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 ‒ начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. Оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения.
В ярких контрастах музыки С., с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи. Основная область творчества С. ‒ фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80‒90-х гг. Преобладает жанр романтического фортепиано. Миниатюры. Прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. Утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет.
Фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892‒97, 1897). В 1900-е гг. Выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. Пришёл к утопическому, но величественному замыслу «Мистерии» ‒ некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах ‒ «Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910).
Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, С. Увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в «Прометее» ‒ хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств, см. Синестезия.
Дополнительный поиск Скрябин Александр Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Скрябин Александр Николаевич" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скрябин Александр Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 28 символа