СССР. Финансы и кредит
Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства. Природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития. Основные функции финансов СССР. Распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства.
Экономический контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономическим инструментом социалистической экономической интеграции, укрепления дружеств. Связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических и культурных связей с капиталистическими странами. На всех этапах социалистического строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производительных сил, в становлении и совершенствовании социалистических производств. Отношений. Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия её хозяйственной системы.
Они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность её финансовой системы. В 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объёма бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег. Стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. Руб. На 1 января 1914 до 60 млрд. Руб.
К концу 1917). Денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп. С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов.
Был создан новый финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов. С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом.
В 1922—24 проведена денежная реформа. На основе золотого обеспечения создана устойчивая советская валюта. Ликвидирован бюджетный дефицит. Развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета. В 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений. Доля налогов с населения не превышала 6%.
Важным источником доходов государственного бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов. В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего государственный бюджет использовались в качестве одного из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и укрепления социалистических производственных отношений. Важную роль сыграли финансы и их центральное звено — Государственный бюджет СССР в восстановлении народного хозяйства, в проведении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики.
Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистического хозяйства, расходы — направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. Руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. Руб. (около 19%). Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета. Ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд.
Руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. Руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. Руб. Поступления военного налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. Руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии. После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием.
В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10.
Одновременно было повышено золотое содержание советского рубля до 0,987412 г чистого золота и изменен его паритет к иностранным валютам. Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены. Плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды.
Материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства. В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны. Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы. Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т.
К. Они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества. Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта (См. Хозяйственный расчёт). Финансовые отношения предприятий регулируются «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965. С созданием в 1974 производств. Объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.
Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1). Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий.
Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений. Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование. Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счёт их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).
Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства. Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства.
Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам. Табл. 1. — Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1960 | 1970 | 1975 | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Прибыль — всего | 27,7 | 100 | 87,4 | 100 | 111,0 | 100 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Из неё.
| | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Внесено в бюджет | 17,8 | 64,4 | 51,0 | 58 | 62,9 | 56,7 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе. | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | плата за основные производств. фонды | | | | | | | | и оборотные средства | — | | 13,7 | 16 | 22,6 | 20,3 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | фиксированные платежи | — | | 2,6 | 3 | 2,5 | 2,2 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | взносы свободного остатка прибыли | — | 62,1 | 24,1 | 28 | 30,4 | 27,4 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | отчисления от прибыли | 17,2 | 35,6 | 10,0 | 11 | 6,3 | 5,6.
| |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Оставлено в распоряжении | | | | | | | | предприятий и хозяйственных | | | | | | | | организаций | 9,9 | 11,9 | 36,4 | 42 | 48,1 | 43,3 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе. | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | направлено на капитальные вложения и | | | | | | | | формирование основного стада (в | | | | | | | | совхозах) | 3,3 | | 11,4 | 13 | 10,8 | 9,7 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | отчислено в фонды экономического | | | | | | | | стимулирования | 1,5 | 5,4 | 12,5 | 15 | 19,0 | 17,1 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | направлено на финансирование | | | | | | | | оборотных средств | 3,5 | 12,6 | 4,3 | 5 | 5,5 | 4,9 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов.
По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. Табл. 2). Табл. 2. — Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 | | Государственный бюджет СССР (доходы), |-----------------------------------------------------------| | млрд. руб. | 77,1 | 102,3 | 156,7 | 218,8 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Удельный вес в произведённом | | | | | | национальном доходе, % | 53,2 | 52,9 | 54,1 | 60,4 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Государственный бюджет органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждается высшими органами государственной власти как закон.
Государство через государственный бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства. Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций. Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства.
Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов (См. Налоги). Данные о составе и структуре доходов Государственного бюджета СССР см. В табл. 3. Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в табл.
4. Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, посёлков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. Видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики.
Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5. Табл. 3. — Доходы Государственного бюджета СССР -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 8-я | В том | 9-я | В том | 8-я | В том | 9-я | В том | | | пятилет- | числе | пятилет-ка | числе | пятилет- | числе | пятилет-ка | числе | | | ка (1966- | 1970 | (1971-1975) | 1975 | ка (1966- | 1970 | (1971-1975) | 1975 | | | 1970) | | | | 1970) | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | млрд. руб.
| % | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доходы — всего | 651,0 | 156,7 | 948,9 | 218,8 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе. | | | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Поступления от | | | | | | | | | | социалистического хозяйства | 593,8 | 142,9 | 863,5 | 199,1 | 91,2 | 91,2 | 91,0 | 91,0 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | из них.
| | | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | налог с оборота | 214,1 | 49,4 | 299,3 | 66,6 | 32,9 | 31,5 | 31,5 | 30,4 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | платежи из прибыли | 227,7 | 54,2 | 309,8 | 69,7 | 35,0 | 34,6 | 32,6 | 31,9 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | средства государственного | | | | | | | | | | социального страхования | 35,5 | 8,2 | 49,8 | 11,3 | 5,5 | 5,2 | 5,2 | 5,2 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | подоходный налог с | | | | | | | | | | кооперации, колхозов и | | | | | | | | | | предприятий общественных | | | | | | | | | | организаций | 5,9 | 1,2 | 7,2 | 1,5 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Поступления средств от | | | | | | | | | | населения | 57,2 | 13,8 | 85,4 | 19,7 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | 9,0 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | из них государственные | | | | | | | | | | налоги | 52,6 | 12,7 | 79,8 | 18,4 | 8,1 | 8,1 | 8,4 | 8,4 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.
4 — Расходы Государственного бюджета СССР ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 8-я | | 9-я | | 8-я | | 9-я | | | | пятилет- | В том | пятилет- | В том | пятилет- | В том | пятилет- | В том | | | ка (1966- | числе | ка (1971- | числе | ка (1966- | числе | ка (1971- | числе | | | 1970) | 1970 | 1975) | 1975 | 1970) | 1970 | 1975) | 1975 | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | млрд. руб. | % | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Расходы — всего | 642,5 | 154,6 | 933,2 | 214,5 | 100 | 100 | 100 | 100 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе.
| | | | | | | | | | На народное | | | | | | | | | | хозяйство | 293,6 | 74,5 | 467,1 | 110,7 | 45,7 | 48,3 | 50,0 | 51,6 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | из них. | | | | | | | | | | промышленность и | | | | | | | | | | строительство | 123,9 | 30,5 | 190,6 | 47,0 | 19,3 | 19,7 | 20,4 | 20,4 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | сельское хозяйство | 45,8 | 12,4 | 78,3 | 19,1 | 7,1 | 8,0 | 8,4 | 8,9 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | На социально- | | | | | | | | | | культурные | | | | | | | | | | мероприятия и | | | | | | | | | | науку | 240,4 | 55,9 | 338,6 | 77,0 | 37,4 | 36,2 | 36,3 | 35,9 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | На оборону | 80,2 | 17,9 | 88,7 | 17,4 | 12,5 | 1,5 | 9,5 | 8,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Табл.
5. — Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 | | Расходы государственного бюджета — всего, |--------------------------------------------------------------| | млрд. руб. | 73,1 | 101,6 | 154,6 | 214,5 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В том числе. | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | союзного бюджета, млрд. руб.
| 30,1 | 43,2 | 80,6 | 109,7 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | % | 41,2 | 42,5 | 52,1 | 51,1 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | бюджетов союзных республик, млрд. руб. | 43,0 | 58,4 | 74,0 | 104,8 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | % | 58,8 | 57,5 | 47,9 | 48,9 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | из них.
| | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | республиканских бюджетов, млрд. руб. | 28,6 | 37,3 | 45,2 | 66,4 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | местных бюджетов, млрд. руб. | 14,4 | 21,1 | 28,8 | 38,4 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Союзный бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства и обороны страны.
Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются. Налог с оборота, платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР. Государственные бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных республик.
В доходы государственных бюджетов союзных республик входят. Платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организации, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный бюджет союзных республик поступают средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.
Государственное социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, организаций и учреждений и средств Государственного бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Пособия по временной нетрудоспособности. Финансируются санаторно-курортное обслуживание и некоторые другие расходы. С 1938 бюджет государственного социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Государственного бюджета СССР.
Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт денежных взносов колхозов и государства. Общий объём бюджета государственного социального страхования в 1975 составил 26,2 млрд. Руб. Государственное имущественное и личное страхование проводится на началах государственной монополии страхового дела. Создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному производству и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть народно-хозяйственных резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистического производства.
Средства государственного страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению. Выступают в качестве дополнительного материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» все убытки, возникающие в колхозном производстве вследствие неблагоприятных природно-климатических явлений, включая засуху, землетрясения и т. П., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преимущественно смешанное страхование жизни). Особую отрасль страховой деятельности представляет иностранное страхование, распространяющееся главным образом на внешнеторговые и другие экономические связи с зарубежными государствами.
В. Ф. Гарбузов. Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистического воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит — монополия государства. Кредитование народного хозяйства осуществляют государственные кредитные учреждения — Банки на основе утверждаемых правительством кредитных планов. Кредит выполняет следующие основные функции. Аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности денежных средств народного хозяйства, бюджета и сбережений населения в интересах планового развития производства и обращения товаров. Замещение наличных денег как в налично-денежном, так и безналичном обороте (что играет важную роль в плановом регулировании денежного обращения и укреплении советского рубля).
В дореволюционной России кредитная система была разнотипной. Она включала Государственный банк, акционерн.
Дополнительный поиск СССР. Финансы и кредит
На нашем сайте Вы найдете значение "СССР. Финансы и кредит" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением СССР. Финансы и кредит, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 22 символа