Субъект
IСубъе́кт (от лат. Subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию. Средневековая схоластика понимает под С. Нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С. Берёт начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С. И объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности.
Истолкование С. Как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. Как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания). В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С. Познания был развит Г. Гегелем (См. Гегель), для которого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абсолютный дух) и объекта.
Домарксистский материализм толковал С. В духе психологизма — как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики (См. Практика). Поэтому здесь С. Выступает как С. Предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С. С точки зрения марксизма, индивид выступает как С. С присущим ему Самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т.
Д. Активная деятельность С. Является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. В формах его деятельности. Подобная трактовка С. Предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. Постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С. Позволило марксизму показать, что подлинным С. Истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом. Лит. Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3. Ленин В. И., Философские тетради, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29. Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965.
Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974. В. А. Лекторский.IIСубъе́кт в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического. С., которые в классическом случае выражаются подлежащим (См. Подлежащее). Например, «Петр весел» («Петр» сочетает признаки грамматического, логического, семантического С.). Расчленение понятия С. Вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С. — подлежащее. Логический С., или Тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологического направления говорили в этом случае о психологическом С., имея в виду то представление, которое с самого начала присутствует в сознании автора речи.
В некоторых концепциях понятия коммуникативного и логического С. Различаются. Под семантическим С. Понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении «Весело Петру» (ответ на вопрос «Кому весело?») логический С. — «весело», семантический С. — «Петру», грамматический С. Отсутствует. Лит. Пауль Г., Принципы истории языка, пер. С нем., М., 1960. Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.— Л., 1963. Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965. Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн. Пражский лингвистический кружок, пер. С чешск., М., 1967. Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971. Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973.
Н. Д. Арутюнова.
Дополнительный поиск Субъект
На нашем сайте Вы найдете значение "Субъект" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъект, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа