Суворов
IСуво́ров Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, — 6(18). 5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова (1705—75), соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от рождения организм физическими упражнениями. В 1742 записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, в котором в 1748 начал службу капралом. В 1754 произведён в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1756—1758 служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756—63 (См.
Семилетняя война 1756-63) с 1758 на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении 1759 (См. Кунерсдорфское сражение 1759), во взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761). В 1762 произведён в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, а в 1763 — Суздальского пехотного полка (до 1769). В 1764—65 составил и ввёл в действие так называемое «Полковое учреждение» — оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат. В 1768—1772, командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской конфедерации (См. Барская конфедерация), нанёс им поражения под Ореховом (1769), Ландскруной, Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772).
В 1770 произведён в генерал-майоры. В 1772 командовал Санкт-Петербургской дивизией. В 1773 по личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В мае — июне 1773 отряд С. Дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая (См. Туртукай). В сентябре 1773 руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 вместе с генералом М. Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже (См. Козлуджа). В августе 1774 по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (См. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва), но восставшие были разбиты до прибытия С., которому пришлось лишь сопровождать захваченного в плен Пугачева в Симбирск.
В 1774—86 командовал дивизиями и корпусами в различных районах России. Руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778 высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке. В 1786 С. Был произведён в генерал-аншефы. В начале русско-турецкой войны 1787—91 командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон — Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около Кинбурна (октябрь 1787). В 1788 участвовал в осаде Очакова, где был ранен (всего за время боевой деятельности С. Получил 6 тяжёлых ранений). В 1789 командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при Фокшанах (См.
Фокшани) (июль 1789) и Рымнике (сентябрь 1789). В 1790 С., командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 овладел ею. В 1791—94 командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах России. В августе 1794 назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 (См. Польское восстание 1794). В сентябре — октябре С. Нанёс поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву. При этом С. Проявил гуманное отношение к «мятежникам» (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать «обид жителям» и т.
Д.). Екатерина II, произведя С. В фельдмаршалы, в октябре 1795 отозвала его из Польши. Приняв в 1796 командование войсками на юге (в Тульчине), С. Написал знаменитое произведение «Наука побеждать», обобщавшее многолетний опыт обучения и воспитания войск. «Наука побеждать» явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика павловского устава и отказ С. Выполнить приказ императора привести подчинённые ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение С. Из армии [6(17) февраля 1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии. В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 назначил С.
Главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию. С. Были подчинены и австрийские войска. В ходе Итальянского похода Суворова 1799 (См. Итальянский поход Суворова 1799) русско-австрийские войска под его командованием в апреле — августе разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы С. Были одержаны вопреки интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата (придворного военного совета), который крайне затруднял его действия. Разработанный С. Стратегический план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль — Лион — Париж во взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии, был сорван Австрией.
Её правительство стремилось развязать себе руки для захвата Италии и добилось согласия Павла I на переброску войск С. В Швейцарию. «Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить», — писал С. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова 1799 (См. Швейцарский поход Суворова 1799) русские войска в сентябре преодолели исключительные трудности и вышли из окружения. В октябре 1799 Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска С. В Россию. С. Вновь подвергся царской опале за нарушения «высочайшего устава» и вскоре умер. С., опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. С. Был одним из самых образованных военных деятелей 18 в.
Он знал математику, философию, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским и финским языками. В совершенстве знал фортификацию. Изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий. Политическим идеалом С. Была «просвещённая монархия». Являясь сторонником самодержавия, представителем и защитником классовых интересов дворян-помещиков, С. В то же время осуждал «тиранство» самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и «бесполезную жестокость в войсках».
Независимость суждений С., его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и тайного надзора. Патриотизм С. Был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»), в военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). С. Проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным («не меньше оружия поражать противника человеколюбием»), сурово преследовал мародёрство. Военно-теоретическая и практическая деятельность С. Отражена в его огромном литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные наставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями.
Оно характеризует С. Как выдающегося военного теоретика, стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, С. Снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку — новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую «науку побеждать». В области стратегии С. Считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника.
С. Был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии (См. Кордонная стратегия). Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против его «слабого пункта» для решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу «держать по возможности все силы свои в совокупности», С. Предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. С. Учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал он фактору времени. «расчёт времени есть главное правило ведения войны», «от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения».
Непримиримый враг догматизма и шаблона, С. Учил. «все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва». Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых «для проформы» «примерных планов кабинетов» без учёта постоянно изменяющейся обстановки, С. Считал, что главнокомандующий должен обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах, итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание С.
Уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая наступление главной формой боевых действий, С. Не пренебрегал обороной и «великим принципом». «никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов». Тактика С. Была органически связана с его наступательной стратегией и носила решительный характер. С. Применял в бою различные боевые порядки. Линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Ещё в 1778 он пришёл к выводу о преимуществе применения колонн. «. Колонна та гибче всех построениев, быстра в её движении, ежели без остановки, то всё пробивает». Действия колоннами сочетались с действиями пеших и конных егерей в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого порядка.
С. Нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. В 1799 С. Разработал «Правила ведения военных действий в горах». Тактическим приёмом С. Являлась быстрота движения войск в наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и сохранить силы для штыковой атаки. В то же время С., увеличив запас ружейных патронов до 100 на солдата, требовал прицельной стрельбы. С. Тщательно и детально разрабатывал диспозиции сражений, осад, штурмов крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа он предоставлял командирам дивизий и корпусов право действовать «наилучшим образом» по их усмотрению «в зависимости от местных условий».
Большое внимание С. Уделял боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат «во всякое способное время» в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой принцип. «легко в ученье — тяжело в походе, тяжело в ученье — легко в походе». С. Ввёл в боевой подготовке «сквозные атаки», то есть двусторонние манёвры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия на пересечённой местности, преследование и т. Д. Воспитывая войска в духе «смелой нападательской тактики», С. Всеми мерами развивал у подчинённых инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как «каждый воин должен понимать свой маневр». Инициативу, предприимчивость, храбрость С.
Поощрял боевыми наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал по службе. С. Постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. С. Воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства». С. Поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым обмундированием и обувью.
Ввёл весьма передовые для своего времени «Правила медицинским чинам». В результате в войсках С. Резко сократились заболевания, которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь передовые военные деятели и писатели признавали заслуги С., в некоторых официальных трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо искажалось. В СССР было положено начало подлинно научному изучению военного наследства С., изданы его труды. 29 июля 1942 Президиумом Верховного Совета СССР был учрежден военный орден Суворова 3 степеней. 21 августа 1943 пост. СНК СССР и ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища (См. Суворовское училище). В СССР существуют музеи С. В Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с.
Кончанском (Новгородская область), с. Тимановке (Винницкая область), с. Ундол (Владимирская область). Памятники С. Воздвигнуты. В Ленинграде (скульптор М. И. Козловский, 1801), Новой Ладоге (В. А. Вернер. 1948). В Очакове (1907), Измаиле (1945), Тульчине (1954) — все Б. В. Эдуарде. В Кобрине (М. Е. Роберман), Херсоне (Е. Н. Рукавишников, 1950), с. Тимановке, Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь С. Названы населённые пункты — с. Суворово (Пензенская область), с. Кончанское-Суворово (Новгородская область), с. Суворове (близ Козлуджа, Болгария). Соч. А. В. Суворов. [Документы], т. 1—4, М., 1949—53 (лит.). Генералиссимус Суворов. Сб. Документов и материалов, М., 1947. Биография А. В. Суворова, им самим написанная в 1786 г., в сборнике.
Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1848, кн. 9. Наука побеждать, М., 1950. Полковое учреждение, М., 1949. Лит. Милютин Д. А., История войны 1799 г. Между Россией и Францией в царствование императора Павла 1, 2 изд., т. 1—3, СПБ, 1857. Петрушевский и А. Ф., Генералиссимус князь Суворов, 2 изд., СПБ, 1900. Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академии генерального штаба 1800 г.-6 мая 1900 г., [кн. 1-2], СПБ, 1900—01. Боголюбов А. Н., Полководческое искусство А. В. Суворова, М., 1939. Осипов К., Суворов, 3 изд., М., 1955. Мещеряков Г. П. И Бескровный Л. Г., А. В. Суворов, [М.], 1946. Никольский Г. С., Суворовская «Наука побеждать», М., 1949. А. В. Суворов. Из материалов, опубликованных в связи со 150-летием со дня смерти 1800—1950, М., 1951.
Суворовский сборник, М., 1951. П. П. Епифанов. А. В. Суворов.IIСуво́ров Евгений Константинович [14(26). 1.1880, Петербург, — 30.12.1953], советский зоолог, специалист в области ихтиологии и рыбоводства. В 1903 окончил Петербургский университет. В 1921—31 директор организованного по его инициативе Рыбохозяйственного политехникума в Ленинграде, с 1931 профессор Ленинградского университета, в 1949—52 заведующий кафедрой. С 1904 участвовал в экспедициях (позже был их руководителем) по изучению биологии и промысла рыб и морского зверя Каспийского, Белого, Балтийского и дальневосточных морей, а также внутренних водоёмов. Экспедициями были выявлены новые промысловые районы, введены эффективные способы промысла и обработки рыбы и разработаны меры охраны морского зверя (морского котика, морского бобра) в Северной части Тихого океана Впервые в России применил для рыбопромысловых исследований определение возрастного состава стада рыб и скорости роста рыб (1908) и положил начало искусственному разведению сёмги (1920).
Соч. Болезни рыб, М.— Л., 1931. Основы ихтиологии, 2 изд., [Л., 1948]. Промысловые водоемы СССР, Л., 1948. Лит. Вернидуб М. Ф., Профессор Е. К. Суворов. [К 70-летию со дня рождения], «Вестник ЛГУ», 1950, №2. Борисов П., Памяти Е. К. Суворова, «Рыбное хозяйство», 1954, № 3.IIIСуво́ров Николай Георгиевич [25 11 (7.12). 1889, Саратов, — 21.7.1972, Ленинград], советский художник, народный художник РСФСР (1969). Член КПСС с 1945. Учился в саратовском Боголюбовском художественном училище. В 1920—21 работал в Саратовском театре, с 1927 на киностудии «Ленфильм». Крупнейшие работы в кино — фильмы. «Златые горы» (1931), «Гроза» (1934), «Депутат Балтики» (1937), «Петр I» (1-я и 2-я серии, 1937, 1939), «Великий перелом» (1945), «Мусоргский» (1950, совместно с А.
П. Векслером), «Чужая родня» (1956), «Солдаты» (1957), «Поднятая целина» (1-я и 2-я серии, 1960. 3-я серия, 1961, совместно с Векслером). Государственная премия СССР (1946, 1951). Награжден 2 орденами, а также медалями. IVСуво́ров город (с 1954), центр Суворовского района Тульской области РСФСР. Расположен в 3 км от ж.-д. Станции Збродово (на линии Тула — Козельск) и в 90 км к З. От Тулы. 18 тыс. Жителей (1974). Книгоиздательский техникум. Близ С. — Черепетская ГРЭС, добыча угля и огнеупорных глин, фабрика объёмной пряжи.
Дополнительный поиск Суворов
На нашем сайте Вы найдете значение "Суворов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суворов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа