Сциентизм
(от лат. Scientia — знание, наука) мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для С. Выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители С. Исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. В качестве осознанной ориентации С. Утверждается в буржуазной культуре в конце 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм.
Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С. И антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях современной научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, научный прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. Стороны — социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными, а в современном капиталистическом обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития.
Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для С. И антисциентизма. При этом С. Выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С. Служат концепция науки, развиваемая в рамках современных школ Неопозитивизма, технократические тенденции, свойственные некоторым слоям бюрократии и научно-технической интеллигенции в современном буржуазном обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной буржуазной философии (прежде всего Экзистенциализм), а также представители буржуазной гуманитарной интеллигенции.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключительную роль науки в общественной жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. Формами общественного сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем — как один из главных источников и стимуляторов истинного прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с Мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход общественного развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.
См. Также Наука. Лит. Швырев В. С., Юдин Э. Г., О так называемом сциентпзме в философии, «Вопросы философии», 1969, № 8. Их же, Мировоззренческая оценка науки. Критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма, М., 1973. Сноу Ч. П., Две культуры, пер. С англ., М., 1973. Человек — наука — техника, [М., 1973]. Э. Г. Юдин.
Дополнительный поиск Сциентизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Сциентизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сциентизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа