Сюжет

78

(от франц. Sujet — предмет) 1) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «С.» впервые применили в 17 в. Классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф»(мýthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С.».

В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С.» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же С. Называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный Конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. Представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования. Развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком.

Придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. Вторую сторону, а первую — фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. «Теория литературы...» в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского (См. Веселовский) и М. Горького. Все они С. Называли развитие действия (Белинский В. Г. «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому. Важно содержание, а не, "сюжет»» — Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219. Горький М. «. Сюжет. Связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей...» — Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, — «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения — само повествование о С.).

Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. Основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция). С. Произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. Во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля (См. Стиль)) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике.

Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать С. В его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т. П.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. На ранних этапах исторического развития эпоса его С. Строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские Романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте.

В концентрическом С. Эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки (См. Завязка), кульминации (См. Кульминация) и развязки (См. Развязка). Только на основе анализа С. Можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула). 2) В изобразительных искусствах — определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы (См. Тема), С. Представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. Характерна для произведения бытового и исторических жанров. Лит. Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937. Лессинг Г.

Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957. Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968. Белинский В. Г., Полн. Собр. Соч., т. 5, М., 1954, с. 219. Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн. Историческая поэтика, Л., 1940. Шкловский В. Б., О теории прозы, М.— Л., 1925. Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928. Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936. Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн. Теория литературы..., т. 2, М., 1964. Вопросы кинодраматургии, в. 5 — Сюжет в кино, М., 1965. Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970. Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971. Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963. Г.

Н. Поспелов (С. В литературе).

Значения в других словарях
Сюдов

(Sydow) Макс фон (настоящее имя — Карл Адольф) (р. 10.4.1929, Лунд), шведский актёр. В 1951 окончил школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме. Работал в театрах провинции и Стокгольма. С 1949 снимается в кино. В первых же ролях. Нильс («Просто мать», 1949) и Пьянчужка-возница («Фрекен Юлия», 1951) раскрылось присущее С. Мастерство перевоплощения. Лучшие работы С. — в фильмах режиссёра И. Бергмана. Рыцарь Антониус Блок («Седьмая печать», 1956), иллюзионист Фоглер («Лицо», 1958), рыц..

Сюдов Макс фон

Сюдов (Sydow) Макс фон (настоящее имя — Карл Адольф) (р. 10.4.1929, Лунд), шведский актёр. В 1951 окончил школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме.Работал в театрах провинции и Стокгольма. С 1949 снимается в кино. В первых же ролях. Нильс («Просто мать», 1949) и Пьянчужка-возница («Фрекен Юлия», 1951) раскрылось присущее С. Мастерство перевоплощения. Лучшие работы С. — в фильмах режиссёра И. Бергмана. Рыцарь Антониус Блок («Седьмая печать», 1956), иллюзионист Фоглер («Лицо», 1958)..

Сюзане

вышитое декоративное панно, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана. См. Сузани. ..

Сюзерен

(франц. Suzerain) в Западной Европе в средние века крупный феодал — верховный Сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам (см. Вассалитет). Власть С. Была основана на пожаловании им вассалу феода. ..

Сюжет

СЮЖЕТ (франц. Sujet - букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот. Иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.. ..

Сюжет

СЮЖЕТ (французское sujet, буквально - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность> и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот. Иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика> изображаемого.. ..

Сюжет

Сюжет из жизни. Разг. Шутл.-ирон. О каком-л. Бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116.. ..

Сюжет

(фр., от лат. Subjectum - предмет). Содержание, сплетение внешних обстоятельств составляющих основу извест. Литерат. Или художеств. Произведения. В музыке. Тема фуги. На театральном языке - актер или актриса.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)самое происшествие, о котором рассказывается в литературном произведении. Момент, изображенный на картине. Предмет беседы, содержащие музык. Пьесы.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших..

Сюжет

См. Содержание.... ..

Сюжет

Предмет, содержание сочинения, художественного произведенияСр. Зинаида чистосердечно (поэму) хвалила, но знаете ли что сказала она. - если бы я была поэтом, я бы другие брала сюжеты.Тургенев. Первая любовь. 11.Ср. Восток вошел в моду. Литераторы любили тогда больше начинать свои повести таким образом. - "Здравствуй, великая царица Теомора!" - чем обращаться к отечественным сюжетам, находя их слишком обыденными, вульгарными для вдохновенного поэта...Григорович. Не по-хорошу мил, по милу хорош. 17..

Сюжет

М. Франц. Предмет, завязка сочинения, содержанье его.. ..

Сюжет

М.1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве).3) Тема музыкального произведения.. ..

Сюжет

СЮЖЕ́Т -а. М. [франц. Sujet]. ..

Сюжет

-а, м. В литературном или сценическом произведении — последовательность и связь описания событий. В произведении изобразительного искусства — предмет изображения. Увлекательный с. II прил. Сюжетный, -ая, -ое. Сюжетная линия романа.. ..

Сюжет

Сюжета, м. (фр. Sujet). 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное Содержание художественного произведения (лит.). Сюжет "Пиковой дамы" Пушкина. Избрать что-н. Сюжетом романа. 2. Перен. Содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чем-н. И т.п. Разг.).. ..

Сюжет

Заимств. Из франц. Яз., где sujet <. Лат. Subjectum. См. Субъект, предмет. Сюжет буквально — «предмет» (повествования).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сюжет

Латинское – subiectum (предмет, субъект повествования).. ..

Сюжет

Сюже́т род. П. -а. Из франц. Sujet от лат. Subiectum. См. Горяев, ЭС 358.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Сюжет

1. С. В литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. Есть форма развертывания темы, характерная гл. Обр. Для драматических и повествовательных произведений. В них С. Составляет динамический стержень композиции. С наибольшей силой организующая роль С. Выступает в драме, к-рая и полу..

Сюжет

СЮЖЕ´. ..

Сюжет

- (от франц. Sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. Лежит конфликт. Иногда говорят о С. В лирических произведениях (например, лирическийС. Развертывается в цикле А. Блока "Стихи о прекрасной Даме"). В С. Обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. П..

Сюжет

Способ организации классически понятого произведения, моделируемая в котором событийность выстраивается линейно, т.е. Разворачивается из прошлого через настоящее в будущее (при возможных ретроспективах) и характеризуется наличием имманентной логики, находящей свое выражение в так называемом "развитии С.". В этом отношении линейный С. Может быть понят как способ игнорирования (посредством нормативной единственности "авторского голоса" - см. Автор) всех иных "альтернативных голосов" (Дж.А.Хьюджес)..

Сюжет

— движение мыслей и чувств автора, развертывающего развитие своего замысла. Способ развертывания фабулы — событийного С.. ..

Дополнительный поиск Сюжет Сюжет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюжет" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюжет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа