Теодицея

141

(франц. Théodicée, от греч. Theós — бог и díke — справедливость) «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла» (1710). Исторические формы Т. Целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения «божественной ответственности» за мировое бытие. Так, в Политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности.

Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, то есть справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божеств. «управления» миром есть вопрос. Почему дурным хорошо, а хорошим дурно. Наиболее примитивная форма Т. В конце концов хорошему будет хорошо, а дурному — дурно. Новый вопрос. Когда же наступит это «в конце концов». Вот добрый умер в безнадёжности, а злой — в безнаказанности. Где обещанное возмездие. Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные дали времени, Т. Относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки зрения патриархальной морали).

Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми связями. Новые формы Т. Апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии (См. Эсхатология). Таково учение о перерождениях у орфиков (См. Орфики), в Брахманизме, Буддизме и т. Д., предполагающее причинно-следственную связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения, и доктрина о возмездии за гробом, характерная для древнеегипетской религии, позднего Иудаизма, особенно для христианства (См. Христианство) и Ислама, однако играющая роль и в различных политеистических верованиях, в буддизме махаяны (См. Махаяна) и т. П. У представителей античного идеализма мироправление богов заранее ограничено предвечным началом — косной материей, которая сопротивляется устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство.

Этот выход, однако, невозможен для библейского Теизма с его учением о создании мира из ничего и о безусловной власти бога над своим созданием. Если полновластная воля бога предопределяет все события, в том числе и все акты человеческого выбора, то не есть ли всякая вина — вина бога. Концепция предопределения (См. Предопределение), жестко проведённая у джабаритов в исламе и у Ж. Кальвина в христианстве, не оставляет места для логически построенной Т. Последняя развивалась исходя из принципа свободы воли (См. Свобода воли). Свобода сотворённых богом личностей ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христианской Т.

От новозаветных текстов до религиозной философии 20 в. (например, у Н. А. Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологическая Т., утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим расчётом бога, усиливают совершенство целого. Этот тип Т. (или космодицеи — «оправдания мира») встречается уже у Плотина и доведён до предельной систематичности у Лейбница. Наилучший из возможных миров есть мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ. Бог, по «благости» своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку, поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие. Т. Была подвергнута критике многими мыслителями нового времени. П. Гольбах опроверг аргументы Т.

В «Системе природы» (1770). Оценка Лейбницем данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе «Кандид, или Оптимизм» (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии мирового целого отвергнуто Ф. М. Достоевским в «Братьях Карамазовых». Последовательно атеистическое мировоззрение отвергает проблему Т., «оправдания бога» как лишённую какого-либо смысла. С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Теобромин

3,7- диметилксантин, алкалоид из группы пуриновых оснований (См. Пуриновые основания). Содержится (до 1,8%) в бобах какао (Theobroma cacao). Бесцветные кристаллы горького вкуса, плохо растворимы в воде. Оказывает спазмолитическое и гипотензивное действие. В медицине применяют при спазмах сосудов сердца и головного мозга и как мочегонное средство. В отличие от близкого по строению Кофеина, вызывает значительно менее выраженное действие на центральную нервную систему. Получают из бобов какао или ..

Теогония

(«Теого́ния») дидактическая поэма Гесиода (8—7 вв. До н. Э.).. ..

Теодолит

геодезический инструмент (См. Геодезические инструменты) для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических и маркшейдерских съёмках, в строительстве и т. П. (см. Теодолитная съёмка). Основной рабочей мерой в Т. Служат горизонтальный и вертикальный круги с градусными и более мелкими делениями. До середины 20 в. Применяли Т. С металлическими кругами, отсчитываемыми с помощью Верньеров или микроскопов-микрометров. В 20-х гг. Появ..

Теодолитная съёмка

горизонтальная геодезическая съёмка местности, выполняемая для получения контурного плана местности (без высотной характеристики рельефа) с помощью Теодолита. В отличие от тахеометрической съёмки (См. Тахеометрическая съёмка) и фототеодолитной съёмки (См. Фототеодолитная съёмка), при Т. С. Высотных характеристик рельефа местности не определяют. Обычно применяется в равнинной местности, в населённых пунктах, на ж.-д. Узлах, застроенных участках и прочее. Включает этапы. Подготовительные работы (..

Теодицея

ТЕОДИЦЕЯ (франц. Theodicee - оправдание Бога - от греч. Theos - Бог и dike - справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, "оправдать" Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. Термин введен Г. В. Лейбницем (1710).. ..

Теодицея

ТЕОДИЦЕЯ (французское theodicee - оправдание Бога, от греческого theos - Бог и dike - справедливость>), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, "оправдать" Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия.. ..

Теодицея

Или оправдание Бога — есть название одного из сочинений Лейбница ("Essai de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l'homme et l'origine du mal", 1710), приобретшее значение общего термина для выражения задачи примирить существование зла в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием его Творца. Зло, как несомненная принадлежность мира, положительно или отрицательно коренится в причине, произведшей мир. Т. Е. Бог есть или существо, положительно произведшее зло, — и в таком ..

Теодицея

Доказательство возможности совмещения всеблагости, всемогущества и всеведения Божия с существованием на земле всякого зла в несчастий. Под таким заглавием Лейбниц написал сочинение на эту тему.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)религиозно-философское учение, доказывающее совместимость благого Провидения и справедливости Бога с существованием зла и страданий. Название, впервые употреблен. Лейбницем.(Источник. "Словарь иностранных ..

Теодицея

Доктрина, оправдание. ..

Теодицея

Ж.Философско-богословское учение, согласно которому Бог как творец и создатель мира не несет ответственности за существующее на Земле зло.. ..

Теодицея

ТЕОДИЦЕ́Я [тэ], -и. Ж. [от греч. Theos - бог и dikē - справедливость, право] Религиозно-философское учение, объясняющее существование бога как творца и правителя мира наряду с существованием тёмных сторон бытия и согласующее наличие зла и несправедливости с идеей мудрости, благости и всемогущества бога. Проповедовать теодицею.. ..

Теодицея

(тэодицея), теодицеи, мн. Нет, ж. (от греч. Theos - бог и dike - справедливость) (истор. Филос.). Учение, посредством к-рого нем. Философ Лейбниц (18 в.) пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога.. ..

Теодицея

(франц. Theodicee оправдание Бога, от греч. Theos Бог и dike справедливость). ..

Теодицея

— богооправдание — религиозно-философское учение, цель которого — доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре, впервые понятие Т. Встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как совершенное творение, считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром.. ..

Теодицея

(фр. Theodicee от греч. Theos - бог и dike - справедливость) - 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что 'мир во зле лежит', - с другой, т.е. Проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира. Если политеизм мог возложить ответственность за мировое зло на игру космических сил (античная религия, например), то уже монолатрия, предполагающая возвышение одного из божеств над остальным пантеоном, ..

Теодицея

ТЕОДИЦЕЯ (греч. Theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. Введено Лейбницем, посвятившем "оправданию Бога" трактат "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла" (1710). Лейбниц утверждал, что поскольку мир сотворен премудрым Богом, то он совершенен, является "лучшим из возможных..

Теодицея

(фр. Theodicee от греч. Theos — бог и dike — справедливость) — 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", — с другой, т.е. Проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира. Если политеизм мог возложить ответственность за мировое зло на игру космических сил (античная религия, например), то уже монолатрия, предполагающая возвышение одного из божеств над остальным пантеоном, ..

Теодицея

Франц. "Оправдание Бога" - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла, "оправдать" бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сил и темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в 1710 г.. ..

Дополнительный поиск Теодицея Теодицея

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теодицея" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теодицея, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа