Технические средства обучения
системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. С. О. Обычно делят на три основных класса. Информационные, контролирующие и обучающие. К информационным относятся в основном аудиовизуальные Т. С. О. Радиовещание, Учебное кино и учебное Телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование (см. Лингафонный кабинет). Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные Т.
С. О. Могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Т. С. О. Могут применяться электронные вычислительные устройства. Контролирующие Т. С. О. Предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Такие устройства используются во всех фазах учебного цикла. Контроль — неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем. Основные формы контроля, реализуемые с помощью контролирующих Т. С. О., — текущий контроль усвоения учащимися некоторого объёма учебного материала и итоговый контроль на определённой стадии учебного процесса. Контролирующие Т. С. О. Бывают индивидуальные и групповые и различаются по типу обучающих программ (См.
Обучающая программа) и методам ввода ответа обучаемого. Такие Т. С. О. Бывают различной сложности. От простейших карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных электронных контролирующих автоматов и ЭВМ включительно. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвленные обучающие программы с конструируемым ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значит. Степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени).
В высших и средних учебных заведениях используются классы или аудитории, оснащенные контролирующими устройствами (см. Автоматизированного обучения класс), с помощью которых преподаватель имеет возможность управлять процессом контроля и получать необходимые статистические данные о качестве усвоения учебного материала. Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих Т. С. О., определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и Т. С. О. Органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были Т. С. О., без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний.
В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к Т. С. О., удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС — функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения.
Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики (См. Педагогика), основные из которых — индивидуализация обучения в условиях массовости образования. Развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности. Унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации (см. Отображения информации устройство) на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем . Комплексное использование Т. С. О. Всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса (см.
Также Учебное оборудование). Лит. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. Н. Ф. Красное..
Дополнительный поиск Технические средства обучения
На нашем сайте Вы найдете значение "Технические средства обучения" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Технические средства обучения, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 29 символа