Бергсон
(Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, — 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель Интуитивизма и философии жизни (См. Философия жизни). С 1900 профессор Коллеж де Франс. С 1914 член Французской академии. В 1927 Б. Присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту. Мировоззрение Б. Формировалось непосредственно под влиянием французского Спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану, некоторое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона. Своими корнями интуитивная метафизика связана с Неоплатонизмом. Выступая против механицизма и догматического рационализма, Б. Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса.
Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции (См. Интуиция), которая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту. Она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. Призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (durée) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания.
Они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом. Они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. «Время и свобода воли», М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от того понятия механическо-физического времени, которое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. Трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой — способностью мыслить лишь в пространственных количественных категориях («.
Наши понятия сформировались по образцу твердых тел...», — «Творческая эволюция», М.— СП Б, 1914, с. Ill) — интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практическое назначение — формировать и фабриковать неорганизованную материю. Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. Обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь, которая изнутри предстаёт как психическая реальность — длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв» (élan vital), своего рода могучий поток творческого формирования. По мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется Б.
Как неодушевлённая масса, вещество и т.п. Т. О., материя, лишённая самостоятельного онтологического статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на несколько струй, в каждой из которых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. Там же, с. 121). В центре философии Б. — проблема творчества (См. Творчество), которое он рассматривает как космический объективный процесс. Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным.
Т. О., Б. Приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. Признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали. «закрытый» и «открытый». Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода. Личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву пользе. С точки зрения «открытой» морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода. Философская концепция Б. Внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б.
При изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. Время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, «косным» понятиям «текучие», способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. Рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. Приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости», СПБ, 1913). Учение Б. Оказало значительное влияние на философию (Прагматизм Джемса, Персонализм, Экзистенциализм, философия истории Тойнби), литературу (М. Пруст), искусство (импрессионизм в живописи и др.).
В марксистской литературе философия Б. Подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн. Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957. Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн. Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953. Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270—74 и др.). Соч. Собр. Соч., т. 1—5, СПБ. 1913—14. Философская интуиция, «Новые идеи в философии», 1912, сб. 1. Длительность и одновременность, П., 1923. Лит. Кронер P., Философия «творческой эволюции», в сборнике. Логос, кн. 1, М., 1910. Бабынин Б. Н., философия Бергсона, «Вопросы философии и психологии», 1911, № 108—109. Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6. Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922.
Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, «Литературный критик», 1935, №5. Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960. Воронов А. И., Интуитивная философия Бергсона, М., 1962. Jurevics P., Н. Bergson. Eine Einführung in seine Philosophic, Freiburg, 1949. Barlow М., Н. Bergson, P., 1966. Robinet A., Bergson et les métamorphoses de la durée, [2 éd., P., 1966]. Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.— [N. Y., 1968 j. П. П. Гайденко. А. Бергсон..
Дополнительный поиск Бергсон
На нашем сайте Вы найдете значение "Бергсон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бергсон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа