Транспортное машиностроение

79

группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение). Производством подвижного состава для железных дорог (локомотивов, вагонов) занимается железнодорожное машиностроение. Начало локомотивостроения относится к 20-м гг. 19 в., когда в Великобритании был построен (1823) первый в мире паровозостроительный завод. В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 40-х гг. 19 в. На Александровском заводе в Петербурге. В 1860—70 началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах.

В 1897—1900 были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский (ныне Ворошиловградский). Производство вагонов организовано на Петербургском (ныне им. Егорова), Верхневолжском (ныне Калининский), Мытищинском и др. Заводах. В 1913 выпущено 477 паровозов, 12 тыс. Грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов. В СССР в 1922 начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 — пассажирских. В 1933—41 были созданы современные грузовые паровозы типа 1—5—1 серии ФД и пассажирские типа 1—4—2 серии ИС мощностью 3150 л. С. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена.

Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30 880 грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами. Успешное выполнение заданий довоенных пятилеток позволило Т. М. Полностью обеспечить возросшие перевозки во время Великой Отечественной войны 1941—45. В первые послевоенные годы в короткий срок восстановлены вагоностроительные заводы — Калининский, Крюковский, Днепродзержинский, Ленинградский им.

Егорова, Бежицкий и др., построены новые — Алтайский, Рижский, Демиховский, Калининградский, Лианозовский. Было организовано крупносерийное производство паровозов на Ворошиловградском, Коломенском, Брянском, Улан-Удэнском, Красноярском заводах и заводе «Красное Сормово». Начат выпуск новых паровозов. Грузовых типа 1—5—0 серии Л, типа 1—5—1 серии ЛВ и пассажирских типа 2—4—2. Вновь приступили к производству вагонов Уралвагонзавод (полувагоны), Усть-Катавский (трамвайные вагоны), Мытищинский (вагоны метро). На Ждановском заводе тяжёлого машиностроения было организовано поточное производство цистерн, на Великолукском заводе — хоппер-дозаторов, на Ворошиловградском — транспортёров. Для пригородного и местного сообщения организовано изготовление вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2 постоянного тока, ЭР9П переменного тока, дизель-поездов ДР1, трамвайных вагонов РВ36М с улучшенными технико-экономическими параметрами и более совершенным электрооборудованием.

В 1968 начат выпуск вагонов метрополитена Ленинградским заводом им. Егорова. За 1966—70 вагоностроительными заводами было освоено более 36 типов грузовых и пассажирских вагонов. Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской железной дороге. С начала 30-х гг. Постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения) после Великой Отечественной войны 1941—45 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. С. В секции (1 л. С. = 0,736 квт). С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов.

Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 стал выпускать электровозы Тбилисский завод. Наряду с увеличением объёмов выпуска (табл. 1) локомотивостроительные заводы создали и освоили новые тепловозы мощностью 2200 квт (3000 л. С.) в секции и электровозы мощностью 6160 квт переменного и 4500 квт постоянного тока. Табл. 1. — Динамика выпуска подвижного состава в СССР (только магистрального), шт. -------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Продукция | 1940  | 1957  | 1975 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Паровозы Тепловозы | 914 | — | —  | | Электровозы  | 5 | 400 | 1375 | | Грузовые вагоны | 9 | 270 | 395  | | Пассажирские вагоны | 30880 | 38314 | 69922 | | | 1051  | 1856  | 2090 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- В 1972 начато изготовление тепловозов с четырёхтактными экономичными дизелями и перспективной электрической передачей переменно-постоянного тока.

Мощность дизелей доведена до 4000—6000 л. С., осуществляются работы по внедрению передачи переменного тока. Внедрение тепловозов и электровозов обеспечило в 1975 по сравнению с 1955 повышение веса брутто поезда на 55% и скорости движения на 35%. Повысился технический уровень выпускаемых грузовых вагонов. Кроме того, созданы конструкции и начат выпуск первых промышленных серий 8-осных цистерн и полувагонов грузоподъёмностью 120—125 т. Создано и освоено производство новых типов специализированных вагонов, в том числе для перевозки кокса, горячего агломерата, цемента, минеральных удобрений, легковых автомобилей. Организовано серийное производство 6 типов саморазгружающихся вагонов (думпкаров) грузоподъёмностью от 50 до 180 т.

Для обеспечения высокоскоростного движения до 200 км/ч на отдельных направлениях железных дорог предусматривается изготовление пассажирских вагонов локомотивной тяги РТ200 и электропоездов ЭР200. Интенсивная эксплуатация железных дорог вызвала значительное увеличение выпуска путевых машин (См. Путевые машины) и инструмента. Создан комплекс путевых машин для строительства и капитального ремонта путей, состоящий из высокопроизводительных путеукладочных кранов, щебнеочистительных машин, хоппер-дозаторов, выправочно-подбивочно-отделочных машин и др. Для среднего ремонта пути создаются шпалоподбивочные, рихтовочные машины и путевой инструмент, который широко используется на работах по текущему содержанию пути.

К 1975 по сравнению с 1970 выпуск путевых машин увеличился более чем в 1,5 раза. Большую работу по созданию путевых машин проводят на машиностроительных заводах — Кировском им. 1 Мая, Калужском, Тихорецком им. Воровского, Тульском заводе железо-дорожного машиностроения им. Калинина и др. Производство подвижного состава на заводах Т. М. Организовано поточным методом с широким использованием предметной специализации (до 85%). За 60-е гг. Резко повысился уровень механизации и автоматизации производства и труда (более чем на 50%). Широкое распространение получило сварочное производство, внедряются комплексно-механизированные линии, автоматического и полуавтоматического оборудование. Эта работа продолжается и в 70‑е гг.

Создаются новые типы электровозов переменного и постоянного тока. На электровозах переменного тока намечается применить вентильные тяговые электродвигатели, мономоторные тележки, новые системы регулирования и управления. Продолжаются работы по проектированию нового вида турбовозов. Зарубежные социалистические страны имеют высокоразвитую промышленную базу по производству локомотивов и вагонов (табл. 2). Нет локомотивостроения только в Болгарии. В рамках СЭВ налажено сотрудничество по взаимному обеспечению потребности в подвижном составе, совместному решению научно-технических задач. Свыше 2000 советских тепловозов эксплуатируются в странах — членах СЭВ, в СССР используются пассажирские электровозы, изготовленные в ЧССР.

Табл. 2. — Динамика выпуска подвижного состава в некоторых социалистических странах (только магистрального), шт. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Страна | Продукция | 1940 | 1957 | 1975 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Болгария  | Грузовые вагоны | —  | 1154 | 2510 | |  | Пассажирские вагоны | —  | 9 | 147  | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |  | Паровозы | —  | 25 | —  | |  | Тепловозы | —  | —  | 14 | | Венгрия | Электровозы | 1 | 1 | 23 | |  | Грузовые вагоны | —  | 576  | 479  | |  | Пассажирские вагоны | 58 | 319  | 201  | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |  | Паровозы | …  | 130  | —  | |  | Тепловозы | …  | —  | 101  | | ГДР | Электровозы | —  | 11 | 46 | |  | Грузовые вагоны | …  | 3311 | 5027 | |  | Пассажирские вагоны | …  | 946  | 1628 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |  | Паровозы | 28 | 221  | —  | |  | Тепловозы | —  | 83 | 421  | | Польша | Электровозы | —  | 5 | 75 | |  | Грузовые вагоны | 600  | 11931 | 18739 | |  | Пассажирские вагоны | 93 | 575  | 543  | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |  | Паровозы | —  | 65 | —  | |  | Тепловозы | —  | —  | 288  | | Румыния | Электровозы | —  | —  | 45 | |  | Грузовые вагоны | 271  | 1940 | 15591 | |  | Пассажирские вагоны | —  | 87 | 293  | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |  | Паровозы | 74 | 106  | —  | |  | Тепловозы | —  | 27 | 390  | | Чехословакия | Электровозы | —  | 23 | 85 | |  | Грузовые вагоны | 1423 | 5439 | 5031 | |  | Пассажирские вагоны | 129  | 467  | 122  | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В развитых капиталистических странах Т.

М. Достигло высокого уровня концентрации и монополизации. Основные фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав. В США — «Дженерал электрик» (General Elektric), «Дженерал моторс» (General Motors), «Пульман» (Pullman), «Бадд» (Budd). Во Франции — «Альстом» (Alsthom), «МТЕ» (MTE), «АНФ-Франжеко» (ANF-Frangeco). В ФРГ — «Хеншель» (Henschel), «МАК» (MAK), «Сименс» (Siemens), «Тальбот» (Talbot), «Линке — Хофман — Буш» (Linke — Hofmann — Busch). В локомотивном парке крупных капиталистических стран преобладают тепловозы (в основном мощностью до 4000 л. С.) с электрической передачей (табл. 3). Табл. 3. — Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Страна  | Наименование  | 1940 | 1957 | 1974  | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Локомотивы | 485 | 1485 | 13381 | | США | Грузовые вагоны | 64075 | 100699  | 66600 | | | Пассажирские вагоны | 285 | 845 | 2362 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Локомотивы | 513 | 277 | 227 | | Франция | Грузовые вагоны | 2343  | 7364 | 9900  | | | Пассажирские вагоны | 2933  | 155 | 281 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Локомотивы | … | 1280 | 422 | | ФРГ | Грузовые вагоны | … | 11019 | 10400 | | | Пассажирские вагоны | … | 441 | 382 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 На 1973.

2 На 1972. 3 На 1938 Лит. Раков В. А., Локомотивы железных дорог Советского Союза, М., 1955. Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967. Е. С. Матвеев.

Значения в других словарях
Транспортно-отвальный мост

автоматизированный агрегат для перемещения и складирования вскрышных пород во внутренние отвалы карьеров, работающий в комплексе с многоковшовым экскаватором. Применяется при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими покрывающими породами вскрыши в условиях положительных среднегодовых температур. Конструктивно Т.-о. М. Выполняется в виде ферм, опирающихся на две или три опоры на железнодорожном или иногда на гусеничном ходу (рис.). Расстояние между опорами моста 35—2..

Транспортного строительства институт

Всесоюзный научно-исследовательский (ЦНИИС), находится в Москве, в ведении министерства транспортного строительства СССР. Основан в 1950 (до 1956 назывался Всесоюзный научно-исследовательский институт железно-дорожного строительства и проектирования — ЦНИИПС). Основные направления научных исследований — повышение технического уровня транспортного строительства, улучшение эксплуатационных качеств, повышение надёжности и долговечности транспортных сооружений. В составе института. Научные отделени..

Транспортное образование

система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского). В России Т. О. Зародилось в начале 18 в. (Школа математических и навигацких наук, основана в 1701 в Москве. Морская академия, основана в 1715 в Петербурге). В 1781 в Холмогорах открылась мореходная школа. В 1782 в связи с..

Транспортное право

совокупность юридических норм, регулирующих отношения, связанные с использованием путей сообщения и транспортных средств. В сферу современного Т. П. Включают. Отношения сторон по договору перевозки (См. Перевозка) грузов и пассажиров. Вопросы планирования и организации перевозок. Порядок расчётов по перевозкам и взыскания имущественных санкций за нарушение соответствующих плановых и договорных обязательств. Отношения по использованию транспортных средств для иных (не связанных с договором перев..

Транспортное Машиностроение

ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ - группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Включает автомобильную промышленность, авиационную промышленность, судостроение, производство железнодорожного подвижного состава, а также мотоциклов и велосипедов.. ..

Транспортное Машиностроение

Группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Включает автомобильную промышленность, авиационную промышленность, судостроение, производство железнодорожного подвижного состава, а также мотоциклов и велосипедов.. ..

Дополнительный поиск Транспортное машиностроение Транспортное машиностроение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Транспортное машиностроение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Транспортное машиностроение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 27 символа