Учебник
книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. История У. Начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. Лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н.
Э.) служили У. Геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. Насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350–51). В 17 в. Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У. Как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей У. В течение нескольких столетий. Первым русским печатным У.
Была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым (См. Фёдоров) во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. Более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. Основным У. Арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. – «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» – первый У.
Отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. По математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. Успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского (См. Ушинский) (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. Для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н.
А. Корфом и др. В конце 19 – начале 20 вв. Появляются У. По физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. Школе – например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. По геометрии имел 31 издание и выходил до 1970). В период становления сов. Системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов.
Школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. Перерос в отрицание необходимости стабильных У. Вообще. В 20-х – начале 30-х гг. Получили распространение т. Н. Рабочие книги, «рассыпные» У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки У. И обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «. Главная задача всякого руководства. Дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн.
Собр. Соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. Имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам. Советские школьные У. Являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал. «. При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель.
Долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. Соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У. – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда. В практике подготовки и издания сов. У. Сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. Определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У. Знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.
В У. Знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. Является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства.
У. Всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства. Начавшееся в середине 60-х гг. Введение в сов. Общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. Работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. Привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. Появился новый вид учебной книги – Программированный учебник. Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У.
Назвать нельзя, т.к. В большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника. У. Для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. Для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. По специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.). Подготовка и издание У. В СССР – дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов.
Правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. – самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. На 52 языках, тиражом свыше 300 млн. Экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У. В 1970–76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. Для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений. Больших успехов в подготовке и издании У. Достигли и др. Социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. В различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.
В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. Децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. Причинами. Лит. Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. Ст.], 3 изд., М., 1973. Пед. Соч. В 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962. Народное образование в СССР. Сб. Документов. 1917–1973, М., 1974. Проблемы школьного учебника. (Сб. Ст.], в. 1–4, М., 1974–76. Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970. И. М. Терехов.
Дополнительный поиск Учебник
На нашем сайте Вы найдете значение "Учебник" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учебник, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 7 символа