Учебник

76

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. История У. Начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. Лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н.

Э.) служили У. Геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. Насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350–51). В 17 в. Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У. Как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей У. В течение нескольких столетий. Первым русским печатным У.

Была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым (См. Фёдоров) во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. Более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. Основным У. Арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. – «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» – первый У.

Отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. По математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. Успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского (См. Ушинский) (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. Для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н.

А. Корфом и др. В конце 19 – начале 20 вв. Появляются У. По физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. Школе – например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. По геометрии имел 31 издание и выходил до 1970). В период становления сов. Системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов.

Школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. Перерос в отрицание необходимости стабильных У. Вообще. В 20-х – начале 30-х гг. Получили распространение т. Н. Рабочие книги, «рассыпные» У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки У. И обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «. Главная задача всякого руководства. Дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн.

Собр. Соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. Имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам. Советские школьные У. Являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал. «. При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель.

Долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. Соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У. – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда. В практике подготовки и издания сов. У. Сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. Определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У. Знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В У. Знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. Является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства.

У. Всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства. Начавшееся в середине 60-х гг. Введение в сов. Общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. Работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. Привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. Появился новый вид учебной книги – Программированный учебник. Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У.

Назвать нельзя, т.к. В большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника. У. Для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. Для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. По специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.). Подготовка и издание У. В СССР – дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов.

Правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. – самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. На 52 языках, тиражом свыше 300 млн. Экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У. В 1970–76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. Для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений. Больших успехов в подготовке и издании У. Достигли и др. Социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. В различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.

В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. Децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. Причинами. Лит. Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. Ст.], 3 изд., М., 1973. Пед. Соч. В 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962. Народное образование в СССР. Сб. Документов. 1917–1973, М., 1974. Проблемы школьного учебника. (Сб. Ст.], в. 1–4, М., 1974–76. Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970. И. М. Терехов.

Значения в других словарях
Учебная литература

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования. У. Л. Группируют по видам изданий. Программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства. Обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций. Вспомогательные – хрестоматии, практи..

Учебная программа

в системе обучения (См. Обучение) документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. У. П. Иногда сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием др. Предметов и т.д. Основные принцип..

Учебно-консультационный пункт

(УКП) структурное подразделение высших и средних учебных заведений, организуемое для оказания учебной и методической помощи обучающимся на заочных или вечерних факультетах (отделениях) по месту их работы и жительства. У.-к. П. Создаются в городах и др. Населённых пунктах, при крупных промышленных предприятиях, совхозах, колхозах, стройках, учреждениях при наличии не менее 150–200 студентов (учащихся). ..

Учебно-тренировочный самолёт

самолёт, предназначающийся для обучения и тренировки лётного состава. У.-т. С. Первоначального обучения двухместные. Имеют небольшую нагрузку на 1 м2 площади крыла – 600–700 н/м2 (60–70 кгс/м2), хорошую устойчивость и низкую посадочную скорость (до 100 км/ч). К этому типу самолётов относятся, например, Як-18У (СССР), «Злинтренер» (ЧССР). Для дальнейшего обучения предназначаются самолёты, имеющие повышенные лётные данные, например Як-52 (СССР) с поршневым двигателем, Як-30 (СССР), Т-37 (США) с т..

Учебник

УЧЕБНИК - книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний. Основной и ведущий вид учебной литературы.. ..

Учебник

См. Книга.... ..

Учебник

Книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний. Основной и ведущий вид учебной литературы.. ..

Учебник

М.Книга, предназначенная для изучения какого-л. Учебного предмета.. ..

Учебник

УЧЕ́БНИК -а. М. Книга для учащихся или студентов по обучению какому-л. Предмету, курсу в соответствии с учебной программой. Учебное руководство. Школьный, вузовский у. Экспериментальный у. У. Для учащихся второго класса. У. Русского языка. У. По географии. Пользоваться учебником при выполнении домашнего задания. Преподавать, отвечать по учебнику (не отклоняясь от изложения материала в такой книге).. ..

Учебник

-а, м. Книга для обучения ка-кому-н. Отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. Физики (по физике). У. Русского языка (по русскому языку). II прил. Учебниковый, -ая, -ое (разг.).. ..

Учебник

Учебника, м. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.. ..

Учебник

— книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний в соответствии с учебной программой, основной вид учебной литературы.. ..

Дополнительный поиск Учебник Учебник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учебник" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учебник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 7 символа