Фальконе
(Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, – 24.1.1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734–44 учился у скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Ф. – группа «Милон Кротонский» (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград. Мрамор, 1754, Лувр, Париж) – отличается барочным драматизмом. В 1750-е – начале 1760-х гг. Ф. Создавал аллегорические и мифологические статуи и группы («Пигмалион», 1763, там же, и др.), а гакже модели для севрских статуэток из бисквита («Купальщица», в 1757–1766 Ф. Руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры). В этих произведениях чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.
Талант Ф.-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766–78) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). В духе просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса. Стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А.
С. Пушкина закрепилось название «Медный всадник») идеи могучего подъёма страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Ф. Играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Ф. Продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов). Не дождавшись открытия памятника (1782), Ф. В 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). Значительное место в наследии Ф. Занимают теоретические сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой французских просветителей (Д.
Дидро и др.). Соч. CEuvres..., t. 1–6, Lausanne, 1781, 3ed., Gen., 1970. В рус. Пер., в кн. Мастера искусства об искусстве, т. 3, [М., 1967]. Лит. Аркин Д., Медный всадник, М. – Л., 1958. Зарецкая З. В., Фальконе, Л. – М., [1965]. Каганович А. Л., «Медный всадник», Л., 1975. Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972. Э. М. Фальконе (при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева). Памятник Петру I в Ленинграде («Медный всадник»). Бронза, гранит. 1768—78. Открыт в 1782..
Дополнительный поиск Фальконе
На нашем сайте Вы найдете значение "Фальконе" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фальконе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа