Фарфор

144

(тур. Farfur, fagfur, от перс. Фегфур) изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Ф. Обладает высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, коррозионностойких аппаратов химической технологии, электро- и радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. Ф. Обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой Ф. Называется полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности Ф.

Глинозёмный, цирконовый, борнокальциевый, литиевый и др. В зависимости от состава фарфоровой массы различают так называемый твёрдый и мягкий Ф. (мягкий Ф. Имеет несколько меньшую твёрдость, чем твёрдый). Твёрдый Ф. Беднее флюсами и богаче глинозёмом, чем мягкий. Для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °С). Мягкий Ф. Более разнообразен по химическому составу, чем твёрдый. Температура обжига до 1300 °С. К мягкому Ф. Относится также костяной Ф., в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д. Костяной Ф. Характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий Ф. Либо покрывают Глазурью, либо выпускают в виде т.

Н. Бисквитного Ф., т. Е. Без глазури (см. Бисквит). В повседневном обиходе (посуда) и в технике (электроизоляторы) обычно применяется твёрдый Ф. Мягкий Ф. Используется преимущественно для изготовления художественных изделий. О производстве Ф. (способах приготовления керамической массы, методах формовки, режимах обжига) см. В ст. Керамика. Лит. Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975. И. А. Булавин. Художественный фарфор. Исторический очерк. Ф. Появился в Китае в 4–6 вв. Вытянутые стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках. В 7–13 вв. Кит. Ф. Проник в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы в форме античных амфор с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные яркими цветными глазурями голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией (селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу с вытисненными рисунками, тяжёлые сосуды и бутыли с остроэкспрессивной росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые изделия «жу-яо» и изысканные, украшенные глазурью с контрастом ярких пятен на нейтральном фоне сосуды «цзюнь-яо» из провинции Хэнань.

С 14 в., когда центром производства Ф. Стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями трёх цветов («сань-цай») или подглазурной росписью синим кобальтом, которая в 15 в. Часто сочеталась с надглазурной росписью («доу-цай» – «борьба цветов»). В 16 в. Образцами росписи иногда служили узоры шёлковых тканей. Утончённость форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны изделиям 17–18 вв., особенно с росписью эмалями зелёного и розового цвета и т. Н. Пламенеющего Ф. С глазурью, переходящей из голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божественных мифических персонажей, легендарных красавиц. В конце 18 в. Формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т.п.

В 19 в. Фарфоровая промышленность пришла в упадоколо Современные изделия кит. Ф. Обычно просты по форме, часто монохромны и покрыты традиционными цветными глазурями (серовато-зелёной, голубовато-серой, красной). Выполняется много изделий и фигурок из белого бисквита. В Корее фарфоровые изделия известны с 10 в. Гладкие без декора – «сомун», украшенные изображениями животных и растений – «санхен», с красным орнаментом – «динхон», с рисунками золотом – «хвагым», корейские селадоны – «сангам» и др. В Японии производство Ф. Возникло в 16–17 вв. Под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита (т. Н. Имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европейского Ф. 18 в. В современном японском Ф.

(как и в керамике) часто применяется лаконичная контрастирующая с формой изделий роспись, требующая от исполнителя тонкого композиционного такта. В Европе в конце 16 в. Изготовляли мягкий Ф., близкий по своему составу молочному стеклу (т. Н. Фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью, и роспись кобальтом, подражавшую вост. Моделям). Около 1709 в Германии И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства твёрдого Ф., а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене (см. Мейсенский фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластическому богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле Рококо (живописец И. Г. Хёрольдт, скульптор И. И. Кендлер и др.), а позднее – Классицизма.

В 1717–18 была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёйдеке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге. В некоторых из них работали крупные мастера (Ф. А. Бустелли в Нимфспбурге, И. П. Мельхиор в Хёхсте), в основном в духе рококо. Во Франции в 17–18 вв. Мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннесси, Шантийи, Венсенне) изготовляли предметы роскоши (в т. Ч. Лепные цветы) из мягкого Ф., покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый Ф. Здесь начали производить лишь с последней трети 18 в. Особое место заняло производство бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор).

В Великобритании с середины 18 в. Изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Ф. И затем его разновидности – «костяного Ф.» с каолином и пережжённой костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твёрдый и мягкий Ф. Выпускался в 18 в. В Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с кит. Мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18–19 вв. Мануфактуры по производству твёрдого и мягкого Ф. Были созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Мариеберг), Голландии (Весп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове в Чехии. Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской.

На протяжении всего 19 в., несмотря на улучшение технологического процесса, художественное качество европ. Ф. Снижается. Лишь изредка из технических достижений извлекается художественый эффект (подглазурная роспись блёклыми матовыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на заводе в Копенгагене в конце 19 – начале 20 вв.). В 20 в. В оформлении массовых изделий повсеместно вводятся механические приёмы (деколькамания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технического Ф., ведутся поиски современных выразительных форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто остроэкспрессивная роспись. Некоторые заводы выпускают изделия по старым (в основном 18 в.) формам. В России Ф. Был известен со 2-й половины 16 в.

В 18 в. Здесь над способом производства Ф. Работали М. В. Ломоносов, московский керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод (см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде), где около 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ производства твёрдого Ф. Из отечественных материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, кит. Сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем А. И. Чёрным, жанровые фигурки). В последней четверти 18 в. На заводе работали выпускники петербургской АХ и иностранные мастера, изготовлявшие сервизы, вазы, портретные бюсты, скульптуру (серия «Народы Российского государства», 1780-е гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в начале 19 в., и особенно после Отечественной войны 1812, в стиле Ампир (изделия с живописью военных сцен, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С.

С. Пименова). С 1830-х гг. Завод выпускал эклектические изделия, лишь на рубеже 19–20 вв. С применением кристаллических и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также с работой на заводе технолога Н. Н. Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора Н. Я. Данько были созданы отдельные значительные произведения. Массовая продукция отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью росписей золотом. В 18–19 вв. Были открыты многие частные фарфоровые заводы. Ф. Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Московской губернии, сочетавший ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. Князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельском, выпускавший изделия по французским образцам. А. М. Миклашевского в с.

Волокитино Черниговской губернии, изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостас. Завод А. Г. Попова в с. Горбуново Московской губернии выпускал жанровую скульптуру подчёркнуто демократического характера. К середине 19 в. Были основаны крупные заводы. Дулёвский фарфоровый завод, завод около с. Буты Харьковского уезда на Украине, в Риге, которые постепенно перешли в руки капиталиста М. С. Кузнецова. Продукция этих заводов, несмотря на высокое качество фарфорового черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлечённой символики и стилизации. В сов. Время было налажено производство технического, бытового, художественного Ф. Целиком из отечественных материалов, освоена новая сов. Тематика в росписи (изделия т.

Н. Сов. Агитационного фарфора С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество исполнения и плакатную броскость изображения с новой сов. Эмблематикой и надписями) и скульптуре (обобщённые по форме, актуальные по общественному звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 1930-е гг. Значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулёвского и Дмитровского заводов, на которых были организованы художественные лаборатории, внедрившие в производство роспись изделий по эскизам заводских художников (т. И, ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы рус. Народного орнамента Е. П. Смирнова). Однако общими недостатками Ф. Тех лет, особенно массового, были увлечение приёмами станковой живописи, неорганическая связь росписи с формой изделий и затянувшийся процесс обновления этих форм.

Поиски практичных, утилитарно-целесообразных форм начались в 50-е гг. (Э. М. Криммер, Н. М. Суетин, С. Е. Яковлева в Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулёве и др.). Появились лаконичные, простые по исполнению росписи, подчёркивающие красоту самого материала. Вместе с тем возросло применение механических способов украшения массового Ф., что существенно повлияло на его художественное качество. К концу 1960-х гг. Наряду с внедрением в производство новых форм и органично связанной с формой росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала, наметился отход от узко понятой утилитаризации в сторону усиления декоративного начала, повышения эмоционального звучания фарфорового изделия в интерьере (В, М. Городецкий, П.

В. Леонов и др.). Лит. Селиванов А. В., Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1903. Его же, Первое прибавление к книге. Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1904. Его же, Второе прибавление..., 2 изд., Владимир, 1914. Императорский фарфоровый завод. 1774 – 1904, [СПБ. 1907]. Тройницкий С., Русский фарфор, Л., 1928. Его же, Русские фарфоровые фигуры. Л., 1928. Гурвиц П. А., Фарфор и фаянс. Указатель русской литературы о фарфоре, Хар., 1922. Русский художественный фарфор. Сб. Ст. Под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924. Кверфельдт Э. К., Фарфор, Л., 1940. Безбородов М. А., Дмитрий Иванович Виноградов – создатель русского фарфора, М. – Л., 1950. Русский художественный фарфор. [Альбом], сост. Б. Н. Эмме и М. Л. Егоропа-Котлубай, М. – Л., 1950.

Кочетова С. М., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. – Л., 1956. Западноевропейский фарфор XVIII–XIX вв. [Путеводитель по выставке], М., 1956. Андреева Л. В., Советский фарфор, 1920 – 1930 гг., М., 1975. Zimmermann E., Chinesisches Porzellan, seine Geschichte, Kunst und Technik, Bd 1–2, Lpz., 1913. Hannover E., Pottery and porcelain, v. 1–3, L., 1925. Penkala M., European porcelain, Arnst., [1947]. Walcha О., Porzullan, Lpz., [1963]. Weiss G., Ullstein-Porzeilanbuch, B. – Fr./M. – W., 1964. Jedding H., Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Münch,, 1971. Schnorrv. Carolsfeld (K. Slimann), Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Braunschweig, 1974. В. Д. Синюков. Фарфор. «Тюлень». Королевская фарфоровая мануфактура. Копенгаген (Дания). 1906. Фарфор. «Арлекин».

Модель И. И. Кендлера. Сер. 18 в. Мейсен (Германия). Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор. Ваза, покрытая глазурью «бычья кровь». Цзиндэчжэнь (Китай). 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Фарфор. Блюдо. Вустер (Великобритания). 1965. Фарфор. Фляга. Корея. 13 в . Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор. Кашпо. Шантийи (Фарнция). Ок. 1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор. Чайник. Сен-Клу (Франция). Ок. 1720. Музей изящных искусств. Бостон. Фарфор. Ваза «черного семейства». Китай. 17—18 вв. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор. Блюдо с полихромной росписью (т.н. Протофарфор). Китай. Нач. 7 — нач. 10 вв. Музей Гиме. Париж. Фарфор. Фляга с декором из гротесков (т. Н. Фарфор Медичи). Флоренция. 1575—87. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор. Блюдо. Арита (Япония). Ок. 1700. Русский и советский фарфор.

Чайник «Красный конь». Форма Э. М. Криммера, роспись А. В. Воробьевского. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1960. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Русский и советский фарфор. Р. Р. Михайловская. Чайный сервиз «Калач». Дулёвский фарфоровый завод им. Газеты «Правда». 1964. Музей Дулёвского фарфорового завода. Русский и советский фарфор. Ваза «Ранняя весна». Форма А. А. Лепорской, роспись В. М. Городецкого. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1958. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Русский и советский фарфор. Поднос с видом усадьбы. Завод С. Батенина. 1-я пол. 19 в. Русский музей, Ленинград. Русский и советский фарфор. «Водонос». 1817. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор. Чашка и блюдце из зеленого с золотом сервиза. Сер. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград. Русский и советский фарфор. «Красногвардеец». Скульптор В. В. Кузнецов. Петроградский фарфоровый завод. 1918. Русский музей, Ленинград. Русский и советский фарфор. «Водоноска» (по рисунку С. С. Пименова). Нач. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Эрмитаж. Ленинград. Русский и советский фарфор.Ваза-ароматница. 1760-е гг. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград. Русский и советский фарфор. Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Ф. Я. Горднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей, Ленинград..

Значения в других словарях
Фару

(Faro) город и рыболовецкий порт на Ю. Португалии, на берегу Атлантического океана. Административный центр округа Фару (области Алгарви). 30,3 тыс. Жителей (1970). В районе Ф. Добыча соли. Вывоз рыбы, с.-х. Продукции, пробки.. ..

Фарук

IФару́к (11.2.1920, Каир, – 18.3.1965, Рим) египетский король в 1936–52 (до июля 1937 правил регентский совет). Ф. Проводил крайне реакционную политику. Был свергнут в результате Июльской революции 1952 и выслан из Египта. В 1959 принял гражданство Монако. IIФару́к («Фару́к») социал-демократическая группа, созданная большевиками при Бакинском комитете РСДРП после Революции 1905–07 для пропаганды марксизма среди рабочих-дагестанцев, составлявших значительную часть бакинского пролетариата. Возглав..

Фарфоро-фаянсовая промышленность

отрасль промышленности, выпускающая фарфоровые, фаянсовые и др. Изделия тонкой керамики (См. Керамика). Охватывает производства. Хозяйственного и художественного Фарфора, Фаянса, полуфарфора и майолики (См. Майолика). Изделия Ф.-ф. П. Широко применяются в быту. Начало фарфорового производства в России относится к 18 в. В 1744 в Петербурге был открыт первый фарфоровый завод (ныне Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), в 50-х гг. 18 в. – Дмитровский, в 1832 – Дулёвский фарфоровый заводы. Первый ..

Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова

в Ленинграде (первоначально – Порцелиновая мануфактура, с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод), первый в России и один из старейших в Европе фарфоровых заводов, центр сов. Производства фарфора. Основан в 1744. Около 1747 Д. И. Виноградов открыл состав твёрдого фарфора и положил начало производству фарфора в России. Первыми мастерами завода были крепостные и ученики петербургской АХ. В конце 18 в. Выпускал чайные, кофейные, столовые сервизы, вазы, пор..

Фарфор

ФАРФОР (тур. Farfur - fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца). Имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4-6 вв. В Китае. В Европе с 16 в. Производился т. Н. Мягкий фарофор (..

Фарфор

ФАРФОР (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо- и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием фарфоровой массы (из огнеупорной пластичной глины, каолина, полевого шпата, кварца). Фарфор появился в 4 - 6 вв. В Китае, в 7 - 13 вв. Распространился в других странах Азии. В Европе первый фарфоровый завод построен в 1710 в Мейсене. В России фар..

Фарфор

(произв.). — Ф. Относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом. От каменных изделий (grès) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести нельзя, и при определении прозрачности необходимо указывать толщину черепа и интенсивность источника света, так как малоокрашенные каменные изделия и некоторые полевошпатовые фаянсы с большим содержанием плавней обладают относительным просвечиванием в тонких с..

Фарфор

(тюркское). 1) титул китайского императора у арабов. 2) род глины, идущей на приготовление лучшей посуды.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)высший сорт глиняной посуды, обладает твердостью, звонким звуком, белым цветом и сравнительной прозрачностью. Приготовляется из каолина, смешанного с порошком полевого шпата и кварцем.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)лучший сорт белой глины с к..

Фарфор

Керамика, порцеллан, кракель. ..

Фарфор

М. Состав, из коего делается лучшая каменная посуда. Фарфоровая глина, каолин, изветрившийся полевой шпат с кварцем. | фарфоровая посуда и др. Вещи. Лучший фарфор делают в Китае. Фарфоровый завод. Фарфоровая лошадь, вся рябая по беловатой шерсти, чубарая, порода с китайской границы?. ..

Фарфор

М.1) Искусственно изготовленная минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на выделку различных изделий.2) Изделия из такой массы.. ..

Фарфор

ФАРФО́Р -а. М. [тур. Farfur из перс.]. ..

Фарфор

-а, м. 1. Белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина полевого шпата, кварца. Ваза из фарфора 2. Собир. Изделия, посуда из такого материала. Коллекция фарфора. II прил фарфоровый, -ая, -ое.. ..

Фарфор

Фарфора, м. (новогреч. Pharphouri с араб.). 1. Только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия. Китайский фарфор. Севрский фарфор. Ваза из фарфора. 2. Только ед., собир. Изделия из такой массы. Коллекция художественного фарфора. Музей фарфора. 3. Вещь из такой массы (устар.). Mon pere дал мне фарфоры, цветы, серебра чудесного. Л. Толстой.. ..

Фарфор

Заимств. В Петровскую эпоху из польск. Яз., где farfura <. Турецк. Farfur <. Перс. Faγfûr «фарфор» <. «название области в Китае» (где делали фарфор) <. «китайский император», словообразоват. Кальки китайск. Tien-tse «сын неба».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Фарфор

Турецкое – fagfur (фарфор).. ..

Фарфор

Фарфо́р род. П. -а, уже в Уст. Морск. 1724 г. См. Смирнов 304, укр. Фарфу́р, польск. Farfura. Через тур. Farfur, faɣfur – то же из перс.-араб. Faɣfûr "титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области" от др.-перс. Bаɣарuϑrа-, кальки кит. Tien-tse "сын неба". См. Мi. ТЕl. I, 295. ЕW 57. Бернекер I,279. Локоч 45. Хюбшман 49. Хорн, Npers. Еt. 71. Ср. Знач. Тур., чагат. Čini "фарфор" (Радлов 3,2120 и сл.), также "китайский".Этимологический словарь русского языка. — М. П..

Фарфор

        (тур. Farfur, fagfur, от перс. Фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV-VI вв. Вытянутые стройные сосуды с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках. В VII-XIII вв. Китайский фарфор и близкие к нему по составу изделия вывозятся в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в ..

Фарфор

Изделия тонкой керамики белого цвета с температурой обжига 1250-1450 град. С. Имеют низкое водопоглощение (до 1%) и достаточно высокую твердость (6,57-7,5 по шкале Мооса). Подразделяются на изделия из твердого и мягкого фарфора, что определяется температурой обжига. Существуют технические разновидности фарфора, обладающие рядом специфических качеств.. ..

Фарфор

, керамич. Плотный материал и изделия. Относится к тонкой керамике. Различают художественно-декоративные, хозяйственно-бытовые, санитарно-строит. И техн. Фарфоровые изделия. Ф. Характеризуется относительно высокой плотн. (2,4-2,5 г/см 3), сравнительно высокой прочностью ( 350-700 МПа, 60-140 МПа, 15-60 МПа), отсутствием открытых пор, газо- и водонепроницаемостью, термич. Стойкостью, хорошими электроизоляц. Св-вами. Температурный коэф. Линейного расширения (3,8-6,7). ..

Фарфор

(тур. Farfur, fagfur, от перс. Фегфур) - плотный керамич. Материал, непроницаемый для воды и газов (водопоглощение до 0,5% ), обычно белый, просвечивающий в тонком слое. Ф. Получают обжигом полуфабрикатов из тонкой смеси беложгущейся глины, каолина, кварца, полевого шпата. Ф. Обладает высокой механич. Прочностью, термич. И хим. Стойкостью. Различают Ф. Технич. И хоз., покрытый глазурью и неглазуров. (т. Н. Бисквит). Ф. Применяется для изготовления коррозионностойких хим. Аппаратов, электро- и ра..

Фарфор

ФАРФОР, белый, стекловидный, непористый, твердый, просвечивающийся керамический материал. Фарфор широко используется для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор появился в Китае в IV-VIII вв. Делится на твердый фарфор, изготавливающийся из белой пластичной огнеупорной глины, КАОЛИНА, смешанной с размолотым в порошок ПОЛЕВЫМ ШПАТОМ. И мягкий фарфор, который состоит из глины и измельченного в порошок стекла. Мягкий фарфор ..

Фарфор

см. В ст. Керамика.. ..

Дополнительный поиск Фарфор Фарфор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фарфор" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фарфор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа